Военно-морской флот России


1 ноября 1989 г. Первая посадка самолета на российский авианосец

Описание  

 

     
Корабельная авиация в российском флоте зародилась в годы 1-й мировой войны, когда для базирования гидросамолетов было переоборудовано несколько транспортных судов. После революции и гражданской войны развитие авианесущих кораблей у нас было приостановлено, хотя конструкторы регулярно предлагали различные проекты авианосцев. К сожалению, ни один из них не был осуществлен. Только в начале 1969 года, когда выход ВМФ на океанские просторы настоятельно потребовал включения в его состав авианесущих кораблей, ОКБ А.С. Яковлева получило тактико-технические требования ВМФ и ВВС к самолету вертикального взлета и посадки морского базирования. В 1972 году проектирование такого самолета, Як-36М, было завершено. В ноябре того же года он совершил ряд посадок на специально оборудованную площадку на палубе противолодочного крейсера “Москва”. С 1973 года началось серийное производство этих самолетов, которые под индексом Як-38 поступили на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) типа “Киев”.

В 80-х годах в ОКБ А.С. Яковлева был разработан более совершенный самолет Як-141. Это был первый в мире сверхзвуковой боевой самолет вертикального взлета и посадки, который должен был заменить к этому времени уже устаревший Як-38. В сентябре 1991 года два Як-141 совершили первые посадки на ТАКР “Адмирал Горшков”, но резкое сокращение финансирования армии и флота заставили прекратить работы по перспективному самолету.

Опыт эксплуатации первых авианесущих кораблей и летно-тактические характеристики самолетов с вертикальным взлетом и посадкой выявил настоятельную необходимость иметь на флоте полноценные авианосцы, поэтому московские ОКБ им. П.О. Сухого (генеральный конструктор М.И. Симонов) и им. А.И. Микояна (генеральный конструктор Р.А. Беляков) приступили к работам по созданию корабельных самолетов на базе истребителей ВВС. В результате появились корабельные версии всемирно известных Су-27 (главный конструктор К.Х. Марбашев) и МиГ-29 (главный конструктор М.Р. Вальденберг). От своих сухопутных предшественников они отличаются складными консолями крыльев, более мощными стойками шасси и гаком-крюком, которым при посадке самолет зацепляется за тросы аэрофинишеров. Было доработано и радиоэлектронное оборудование самолетов. С августа 1985 года на испытательно-тренировочном комплексе “Нитка” в Крыму начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина, имитирующего полетную палубу авианосца. Затем к испытаниям подключились самолеты-лаборатории МиГ-27, Миг-29 и Су-25.

1 ноября 1989 года на полетную палубу ТАКР “Тбилиси”, впервые в истории отечественного флота и авиации ВМФ, совершили первые посадки, а затем и взлеты с нее летчики-испытатели В.Г. Пугачев, Т.О. Аубакиров, А.В. Крутов и И.В. Вотинцев. Они пилотировали самолеты Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный Су-25УТГ. С этого дня начался отсчет качественно нового этапа развития отечественного флота.

До завершения государственных испытаний в декабре 1990 года с “Тбилиси” (переименованного 4 октября 1990 года в “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”) было выполнено более 300 полетов. В дальнейшем строительство ТАКР и комплектация их самолетами в России резко затормозилось. Только в 1993 году на Северный флот для переведенного туда “Адмирала Кузнецова” прибыли штатные самолеты, а несколько позже - десять строевых корабельных летчиков.

В начале 1996 года был осуществлен первый поход через Атлантический океан в Средиземное море отряда из 12 кораблей и судов ВМФ России во главе с этим авианосцем. Отряд явился моделью первой российской авианосной многоцелевой группы.