1 ноября 1989 г. Первая посадка самолета на российский
авианосец
Корабельная авиация в российском флоте зародилась в годы
1-й мировой войны, когда для базирования гидросамолетов было переоборудовано
несколько транспортных судов. После революции и гражданской войны развитие
авианесущих кораблей у нас было приостановлено, хотя конструкторы регулярно
предлагали различные проекты авианосцев. К сожалению, ни один из них не был
осуществлен. Только в начале 1969 года, когда выход ВМФ на океанские просторы
настоятельно потребовал включения в его состав авианесущих кораблей, ОКБ А.С.
Яковлева получило тактико-технические требования ВМФ и ВВС к самолету
вертикального взлета и посадки морского базирования. В 1972 году проектирование
такого самолета, Як-36М, было завершено. В ноябре того же года он совершил ряд
посадок на специально оборудованную площадку на палубе противолодочного крейсера
“Москва”. С 1973 года началось серийное производство этих самолетов, которые под
индексом Як-38 поступили на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) типа
“Киев”.
В 80-х годах в ОКБ А.С. Яковлева был разработан более
совершенный самолет Як-141. Это был первый в мире сверхзвуковой боевой самолет
вертикального взлета и посадки, который должен был заменить к этому времени уже
устаревший Як-38. В сентябре 1991 года два Як-141 совершили первые посадки на
ТАКР “Адмирал Горшков”, но резкое сокращение финансирования армии и флота
заставили прекратить работы по перспективному самолету.
Опыт эксплуатации первых авианесущих кораблей и
летно-тактические характеристики самолетов с вертикальным взлетом и посадкой
выявил настоятельную необходимость иметь на флоте полноценные авианосцы,
поэтому московские ОКБ им. П.О. Сухого (генеральный конструктор М.И. Симонов) и
им. А.И. Микояна (генеральный конструктор Р.А. Беляков) приступили к работам по
созданию корабельных самолетов на базе истребителей ВВС. В результате появились
корабельные версии всемирно известных Су-27 (главный конструктор К.Х. Марбашев)
и МиГ-29 (главный конструктор М.Р. Вальденберг). От своих сухопутных
предшественников они отличаются складными консолями крыльев, более мощными
стойками шасси и гаком-крюком, которым при посадке самолет зацепляется за тросы
аэрофинишеров. Было доработано и радиоэлектронное оборудование самолетов. С
августа 1985 года на испытательно-тренировочном комплексе “Нитка” в Крыму
начались испытания по взлету самолета-лаборатории Су-27 с трамплина,
имитирующего полетную палубу авианосца. Затем к испытаниям подключились
самолеты-лаборатории МиГ-27, Миг-29 и Су-25.
1 ноября 1989 года на полетную палубу ТАКР “Тбилиси”,
впервые в истории отечественного флота и авиации ВМФ, совершили первые посадки,
а затем и взлеты с нее летчики-испытатели В.Г. Пугачев, Т.О. Аубакиров, А.В.
Крутов и И.В. Вотинцев. Они пилотировали самолеты Су-27К, МиГ-29К и
учебно-тренировочный Су-25УТГ. С этого дня начался отсчет качественно нового
этапа развития отечественного флота.
До завершения государственных испытаний в декабре 1990 года с
“Тбилиси” (переименованного 4 октября 1990 года в “Адмирал Флота Советского
Союза Кузнецов”) было выполнено более 300 полетов. В дальнейшем строительство
ТАКР и комплектация их самолетами в России резко затормозилось. Только в 1993
году на Северный флот для переведенного туда “Адмирала Кузнецова” прибыли
штатные самолеты, а несколько позже - десять строевых корабельных летчиков.
В начале 1996 года был осуществлен первый поход через
Атлантический океан в Средиземное море отряда из 12 кораблей и судов ВМФ России
во главе с этим авианосцем. Отряд явился моделью первой российской авианосной
многоцелевой группы. |