В 7 часов утра 3 ноября 1815 года из
Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый отечественный стимбот (паровой бот).
В 10 часов 15 минут он благополучно прибыл в пункт назначения. Весь путь был
преодолен за 3 часа 15 минут со средней скоростью 9,3 км/ч. В 13 часов 15 минут
пароход с пассажирами отправился в обратный путь. Из-за ухудшения погоды этот
рейс занял 5 часов 22 минуты.
Строителем судна был владелец Механико-литейного завода Карл
Берд, в 1786 году переехавший в Россию из Англии. В качестве корпуса он
использовал деревянную барку - “тихвинку”. В нее Берд установил балансирную
паровую машину мощностью 4 л.с., которая делала 40 об/мин. Однотопочный паровой
котел отапливался дровами. Длина судна равнялась 18,29 м, ширина - 4,57 м,
осадка - 0,61 м, паровая труба имела высоту 7,62 м и могла служить мачтой для
установки паруса. Два бортовых гребные колеса диаметром 2,44 м имели по 6
лопастей.
Этот рейс и само судно подробно описал в конце 1815 года в
журнале Р.И. Рикорд, который впервые использовал вместо английского названия
паровых судов “стимбот” русский термин “пароход”, быстро распространившийся по
всему миру. В дальнейшем этот пароход стал совершать рейсы по Неве и Финскому
заливу
В 1816 году Берд построил второй пароход улучшенной
конструкции с машиной мощностью 16 л.с., а в 1820 году на линии Санкт-Петербург
- Кронштадт ходили уже 4 парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35
л.с., один - 25 л.с. и один - 12 л.с.
Используя полученный опыт, в 1818 году на Ижорском заводе был
построен для Балтийского флота первый буксирно-грузовой пароход “Скорый” с
машиной в 32 л.с. За период 1815-1819 годов в России было построено 18
пароходов.
Вскоре свой первый пароход получил Черноморский флот. Он
назывался “Везувий”, строился на Николаевских верфях под руководством инженера
А.И. Мелихова и был спущен на воду 24 мая 1820 года. Пароход имел водоизмещение
260 т, длину 28,7 м, ширину 6,1 м, осадку 1,98 м. Две паровые машины мощностью
32 л.с. позволяли ему развить скорость 6 узлов.
Первым боевым паровым кораблем русского флота стал колесный
военный пароход “Геркулес”, в 1833 году переоборудованный на Ижорском
адмиралтейском заводе из буксирного парохода. На нем впервые в мире установили
паровую машину без балансира мощностью 240 л.с. Первым паровым военным кораблем
специальной постройки стал в России 28-пушечный пароходофрегат “Богатырь”,
спущенный на воду в Петербургском адмиралтействе в августе 1836 года.
В 1848 году в России был спущен на воду первый корабль с
винтовым движителем. Это был 23-пушечный пароход “Архимед”, построенный на
Охтинской верфи по проекту И.А. Амосова. Корабль длиной 53,7 м имел 4 поршневые
паровые машины, которые вращали гребной вал с 2-лопастным гребным винтом. К
сожалению, в октябре 1850 года “Архимед” потерпел аварию и разбился близ о.
Борнхольм в Балтийском море