Военно-морской флот России


3 ноября 1788 г. Родился адмирал М.П. Лазарев

Описание Фотографии

 

     
Михаил Петрович Лазарев родился 3 ноября 1788 года в семье дворянина Владимирской губернии. В 1803 году окончил Морской кадетский корпус гардемарином и в числе 13 лучших выпускников был отправлен в заграничное плавание на корабле “Ярослав”. С осени 1803 года и до 1807 года служил волонтером в Королевском флоте Великобритании, плавал в Атлантическом океане и у берегов Вест-Индии. В 1805 году получил чин мичмана. После возвращения в Россию плавал на корабле “Благодать” Балтийского флота, участвовал в боевых действиях против флотов Швеции и Англии в ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов. 14 августа 1808 года в числе добровольцев попытался отбуксировать на барказах поврежденный корабль “Всеволод”, но барказы были расстреляны картечным огнем английских кораблей. Лазарев попал в плен, затем вместе с другими офицерами был отпущен.

В ходе Отечественной войны 1812 года лейтенант М.П. Лазарев командовал бригом “Феникс” и участвовал в высадке десанта в районе Данцига. В следующем году был назначен командиром нового корабля “Суворов” Российско-Американской компании, на котором совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к побережью Аляски. В 1817 году “За 18 морских кампаний” был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

В 1819-1821 годах командовал шлюпом “Мирный” во время кругосветной экспедиции капитан-лейтенанта Ф.Ф. Беллинсгаузена. 16 января 1820 года экспедиция первой официально открыла Антарктиду. В ходе этого плавания русские моряки исследовали и нанесли на карту Мирового океана много новых островов. По возвращению в Кронштадт Лазарев был произведен через чин в капитаны 2 ранга и награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В 1822-1825 годах на фрегате “Крейсер” осуществил свое третье кругосветное плавание, в ходе которого провел много научных исследований по метеорологии и океанографии. Был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени и произведен в капитаны I ранга.

В 1826 году М.П. Лазарев был назначен командиром строившегося в Архангельске линейного корабля “Азов”. По завершению строительства перевел его из Архангельска в Кронштадт. В 1827 году одновременно выполнял обязанности начальника штаба эскадры адмирала Л.П. Гейдена, снаряжавшейся для похода в Средиземное море. В 1827 году совершил переход в Средиземное море и участвовал в знаменитом Наваринском сражении против турецко-египетского флота. В ходе боя “Азов” сражался сразу с пятью кораблями противника, уничтожил линейный корабль, 3 фрегата и корвет противника. Еще один корабль был вынужден выброситься на мель. За храбрость и умелое управление кораблем Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден английским, французским и греческим орденами. Корабль “Азов” первый в Российском флоте получил кормовой Георгиевский флаг.

Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов контр-адмирал Лазарев руководил морской блокадой Дарданелл. После заключения Адрианопольского мирного договора в 1830 году привел эскадру из 10 кораблей из Архипелага в Кронштадт. В 1830-1831 годах командовал отрядом кораблей Балтийского флота и работал в комитете “по выработке нового положения по управлению Черноморским флотом”. В 1832 году был назначен начальником штаба Черноморского флота. В феврале 1833 года возглавил эскадру с 10-тысячным десантом, совершившую по просьбе турецкого султана поход в Босфор. В этом же году вице-адмирал Лазарев был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени и назначен главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря. На этой должности он находился в течение 18 лет. Под его руководством число кораблей Черноморского флота было доведено до полного комплекта. Адмирал лично следил за постройкой каждого нового крупного корабля. Он много сделал для оснащения кораблей современной артиллерией - бомбическими пушками. При нем в строй флота вошли первые пароходофрегаты и суда с железными корпусами, были построены современные доки в Севастополе, созданы новые укрепления и береговые батареи на побережье. Он стал одним из инициаторов основания Адмиралтейства и Севастопольской морской библиотеки. При Лазареве в 1838 году были заложены первые строения Новороссийского порта.

Корабли Черноморского флота под командованием М.П. Лазарева активно содействовали сухопутным войскам в ходе боевых действий против горцев и турок на Кавказе. В 1843 году получил чин полного адмирала. Его заслуги отмечены также орденами Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Владимира 1-й степени. Он являлся Почетным членом Морского Ученого комитета, Императорского Русского географического общества, Казанского университета, Одесского общества истории и древностей. Учениками адмирала Лазарева считали себя адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Г.И. Бутаков, А.А. Попов.

В феврале 1851 года М.П. Лазарев уезжает на лечение в Австрию. 11 апреля 1851 года он скончался в Вене и по завещанию был похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

 

3 ноября 1815 г. Первый рейс первого парохода России

В 7 часов утра 3 ноября 1815 года из Санкт-Петербурга в Кронштадт вышел первый отечественный стимбот (паровой бот). В 10 часов 15 минут он благополучно прибыл в пункт назначения. Весь путь был преодолен за 3 часа 15 минут со средней скоростью 9,3 км/ч. В 13 часов 15 минут пароход с пассажирами отправился в обратный путь. Из-за ухудшения погоды этот рейс занял 5 часов 22 минуты.

Строителем судна был владелец Механико-литейного завода Карл Берд, в 1786 году переехавший в Россию из Англии. В качестве корпуса он использовал деревянную барку - “тихвинку”. В нее Берд установил балансирную паровую машину мощностью 4 л.с., которая делала 40 об/мин. Однотопочный паровой котел отапливался дровами. Длина судна равнялась 18,29 м, ширина - 4,57 м, осадка - 0,61 м, паровая труба имела высоту 7,62 м и могла служить мачтой для установки паруса. Два бортовых гребные колеса диаметром 2,44 м имели по 6 лопастей.

Этот рейс и само судно подробно описал в конце 1815 года в журнале Р.И. Рикорд, который впервые использовал вместо английского названия паровых судов “стимбот” русский термин “пароход”, быстро распространившийся по всему миру. В дальнейшем этот пароход стал совершать рейсы по Неве и Финскому заливу

В 1816 году Берд построил второй пароход улучшенной конструкции с машиной мощностью 16 л.с., а в 1820 году на линии Санкт-Петербург - Кронштадт ходили уже 4 парохода Берда. Два из них имели паровые машины в 35 л.с., один - 25 л.с. и один - 12 л.с.

Используя полученный опыт, в 1818 году на Ижорском заводе был построен для Балтийского флота первый буксирно-грузовой пароход “Скорый” с машиной в 32 л.с. За период 1815-1819 годов в России было построено 18 пароходов.

Вскоре свой первый пароход получил Черноморский флот. Он назывался “Везувий”, строился на Николаевских верфях под руководством инженера А.И. Мелихова и был спущен на воду 24 мая 1820 года. Пароход имел водоизмещение 260 т, длину 28,7 м, ширину 6,1 м, осадку 1,98 м. Две паровые машины мощностью 32 л.с. позволяли ему развить скорость 6 узлов.

Первым боевым паровым кораблем русского флота стал колесный военный пароход “Геркулес”, в 1833 году переоборудованный на Ижорском адмиралтейском заводе из буксирного парохода. На нем впервые в мире установили паровую машину без балансира мощностью 240 л.с. Первым паровым военным кораблем специальной постройки стал в России 28-пушечный пароходофрегат “Богатырь”, спущенный на воду в Петербургском адмиралтействе в августе 1836 года.

В 1848 году в России был спущен на воду первый корабль с винтовым движителем. Это был 23-пушечный пароход “Архимед”, построенный на Охтинской верфи по проекту И.А. Амосова. Корабль длиной 53,7 м имел 4 поршневые паровые машины, которые вращали гребной вал с 2-лопастным гребным винтом. К сожалению, в октябре 1850 года “Архимед” потерпел аварию и разбился близ о. Борнхольм в Балтийском море