Военно-морской флот России


4 ноября 1696 г. Принято решение строить суда кумпанствами

Описание  

 

     
На заседании Боярской думы 20 октября 1696 года было принято историческое для Российского флота решение - “Морским судам быть...”. Конкретные мероприятия по строительству судов были обсуждены на следующем заседании думы, собранной в селе Преображенском 4 ноября 1696 года. На нем было решено, чтобы все владельцы крестьян, светские и духовные, имеющие не менее 100 дворов, строили корабли, объединяясь в компании, или, как тогда говорилось, в кумпанства. Имеющие

меньшее число дворов обязывались вносить на строительство кораблей деньги, по полтине с одного двора. Купечество отдельно обязывалось построить 12 кораблей. Кумпанствами предполагалось построить около 90 судов и еще 80 - за счет собранных “полтинных денег”. Окончание строительства военного флота для Азовского моря было намечено на апрель 1698 года.

С учреждением кумпанств списки их участников были переданы во Владимирский судный приказ под личный контроль петровского стольника Протасьева, получившего звание адмиралтейца. Местом постройки судов были выбраны берега рек Воронеж и Хопер, при этом лесные участки под строительство и заготовку материалов отводились “безденежно”. Из-за границы были выписаны корабельные мастера и те материалы и оборудование, которые нельзя было получить в России. На верфи было согнано большое количество мастерового народа.

Строительство кораблей на Воронежской верфи проходило под наблюдением самого Петра I, создавшего для проведения всех организационных работ специальный административный морской центр - так называемый “Царский шатер”. Работы проводились в срочном порядке, под угрозою “всякого разорения и смертной казни, за оплошку и нерадение”. К 1699 году кумпанствами было построено 34 корабля, но из-за поспешности и нехватки опыта качество работ было низкое, и в море из них смогли выйти только 9. Поэтому после возвращения из заграничного путешествия в составе “Великого посольства” Петр I немедленно приступил к исправлению неудавшихся судов и закладки новых по привезенным из Голландии и Англии чертежам.

20 апреля 1700 года Петр I отстранил кумпанства от строительства кораблей и распорядился сосредоточить все работы в руках государственных служб с определением постоянной суммы на содержание флота. Вместо Протасьева адмиралтейцем был назначен Ф.М. Апраксин, которому кроме кораблестроения также было поручено распоряжаться корабельными лесами. С тех пор, в течение более 200 лет (до 1904 г.), все корабли для Российского военного флота строились только за счет государства.