4 ноября 1696 г. Принято решение строить суда кумпанствами
На заседании Боярской думы 20 октября 1696 года было
принято историческое для Российского флота решение - “Морским судам быть...”.
Конкретные мероприятия по строительству судов были обсуждены на следующем
заседании думы, собранной в селе Преображенском 4 ноября 1696 года. На
нем было решено, чтобы все владельцы крестьян, светские и духовные, имеющие не
менее 100 дворов, строили корабли, объединяясь в компании, или, как тогда
говорилось, в кумпанства. Имеющие
меньшее число дворов обязывались вносить на строительство
кораблей деньги, по полтине с одного двора. Купечество отдельно обязывалось
построить 12 кораблей. Кумпанствами предполагалось построить около 90 судов и
еще 80 - за счет собранных “полтинных денег”. Окончание строительства военного
флота для Азовского моря было намечено на апрель 1698 года.
С учреждением кумпанств списки их участников были переданы во
Владимирский судный приказ под личный контроль петровского стольника Протасьева,
получившего звание адмиралтейца. Местом постройки судов были выбраны берега рек
Воронеж и Хопер, при этом лесные участки под строительство и заготовку
материалов отводились “безденежно”. Из-за границы были выписаны корабельные
мастера и те материалы и оборудование, которые нельзя было получить в России. На
верфи было согнано большое количество мастерового народа.
Строительство кораблей на Воронежской верфи проходило под
наблюдением самого Петра I, создавшего для проведения всех организационных работ
специальный административный морской центр - так называемый “Царский шатер”.
Работы проводились в срочном порядке, под угрозою “всякого разорения и смертной
казни, за оплошку и нерадение”. К 1699 году кумпанствами было построено 34
корабля, но из-за поспешности и нехватки опыта качество работ было низкое, и в
море из них смогли выйти только 9. Поэтому после возвращения из заграничного
путешествия в составе “Великого посольства” Петр I немедленно приступил к
исправлению неудавшихся судов и закладки новых по привезенным из Голландии и
Англии чертежам.
20 апреля 1700 года Петр I отстранил кумпанства от строительства кораблей и
распорядился сосредоточить все работы в руках государственных служб с
определением постоянной суммы на содержание флота. Вместо Протасьева
адмиралтейцем был назначен Ф.М. Апраксин, которому кроме кораблестроения также
было поручено распоряжаться корабельными лесами. С тех пор, в течение более 200
лет (до 1904 г.), все корабли для Российского военного флота строились только за
счет государства.
|