11 ноября 1910 г. Открылась Севастопольская авиашкола
Севастополь стал первым в России городом, в котором
началась подготовка авиаторов для морской авиации. 11 ноября 1910 года
при активном содействии Великого князя Александра Михайловича под городом была
открыта офицерская школа Отдела Воздушного флота (ОВФ), слушателей в которую
начали набирать на добровольной основе из морских офицеров. Инструкторами школы
стали известные в ту пору летчики: первый русский авиатор М.Н. Ефимов,
лейтенанты С.Ф. Дорожинский и Г.В. Пиотровский, совершивший первый в России
полет над морем. Одним из инициаторов создания школы и первым ее слушателем стал
начальник Службы связи Черного моря капитан 2 ранга В.Н. Кедрин. 8 апреля 1911
года Кедрин подал рапорт командующему Черноморским флотом вице-адмиралу В.С.
Сарнавскому с предложением сформировать в Службе связи авиационное отделение
для ведения морской разведки вне видимости береговых наблюдательных постов.
Рапорт Кедрина с ходатайством вице-адмирала Сарнавского был направлен в
Санкт-Петербург, где получил одобрение начальника Морского Генерального штаба
вице-адмирала А.А. Эбергарда, а затем и Морского министра вице-адмирала И.К.
Григоровича. 16 апреля 1911 года впервые было успешно осуществлено сопровождение
кораблей Черноморской эскадры самолетами с имитацией бомбометания по ним. 24 мая
1911 года лейтенантом В.В. Дыбовским впервые был проведен поиск подводной лодки
с самолета. По сути, в этот день в России было положено начало противолодочной
авиации.
Так как на колесных самолетах не возможно было тренироваться
в посадке и взлете с воды, лейтенант С.Ф. Дорожинский переставил свой “Антуанет”
на поплавки. Первые опыты на этом самолете, проведенные летом 1911 года, были
неудачными и только с прибытием в мае 1912 года в Севастополь из Франции
гидросамолетов “Вуазен-Канар” состоялись первые в России полеты на
гидросамолетах над морем.
26 октября 1911 года в Севастопольской авиационной школе
состоялся первый выпуск. Официальное звание военного летчика первыми из офицеров
флота получили капитаны 2 ранга В.Н. Кедрин и И.Н. Дмитриев, лейтенанты С.Ф.
Дорожинский, В.В. Дыбовский и барон О.О. Буксгевден, поручики Б.В. Макеев и В.Ф.
Гельгар.
Выпускник Севастопольской школы лейтенант И.И. Кульнев 1 июня
1914 года поднял в испытательный полет первую русскую летающую лодку М-1
конструктора Д.П. Григоровича. В дальнейшем на вооружение морской авиации стали
поступать очень удачные гидросамолеты Д.П. Григоровича М-5 и М-9, а также
закупленные в США и Франции летающие лодки “Кертис” и “ФБА”. В 1915 году в
составе морской авиации на Черном море находилось 30 гидропланов, из которых
были сформированы две воздушные бригады и отдельный отряд корабельной авиации,
базировавшийся на гидроавиатранспорты (гидрокрейсера) “Император Александр I” и
“Император Николай I”. В 1916 году к ним присоединился гидрокрейсер “Румыния”.
Все эти суда были переоборудованы с началом войны в авиатранспорты из
пассажирских пароходов и принимали на борт по 7 самолетов, спускаемых на воду и
поднимаемых на борт с помощью грузовых стрел. К концу войны морская авиация
Черного моря насчитывала уже 152 самолета.
На основании опыта Севастопольской авиационной школы в 1914
году Морской ученый комитет утвердил программы обучения для новых школ морской
авиации, а возросшая с началом 1-й мировой войны потребность в морских летчиках
привела к скорейшему их появлению. В июне 1915 года в Петрограде на Гутуевском
острове открылась первая Офицерская школа морской авиации. Первые 16 морских
летчиков были подготовлены здесь уже к октябрю 1915 года. В это время русская
морская авиация на Балтике состояла из 47 гидросамолетов, а к концу войны их
было уже 88 (в том числе несколько самолетов “Илья Муромец” на поплавках). Они
входили в состав двух воздушных бригад и отдельный отряд корабельной авиации,
состоящий из 9 самолетов, которые базировались на гидрокрейсерах “Орлица” и
“Прозорливый”.
В конце 1915 года началась подготовка специалистов для
морской авиации в Баку. К 1917 году школы Петрограда и Баку выпускали до 20
летчиков ежемесячно. Специалистов для авиации Черноморского флота также готовили
в Одесской и Батумской школах.
В 1916-1917 годах в Петрограде действовали Морская школа
воздушного боя и Морская школа высшего пилотажа, в которых летчики морской
авиации повышали свои знания и мастерство. На основании опыта первых двух лет
войны сложилась организация морской авиационной службы в России. Документально
она была изложена в вышедших в 1916 году “Положении о службе морской авиации” и
“Положении о дивизионе морской авиации”.
После 1917 года судьба авиатехники морской авиации сложилась трагически.
Значительная часть самолетов на Балтике располагалась на авиабазе в
Гельсингфорсе и была захвачена белофиннами. Самолеты, базировавшиеся на Баку,
попали в руки англичан. Гидрокрейсер “Румыния” 1 мая 1918 года был захвачен в
Севастополе германскими войсками и передан Румынии, остальные два гидрокрейсера
Черного моря были затоплены. “Орлица” участвовала в Ледовом походе из
Гельсингфорса в Кронштадт, после чего была выведена из боевого состава флота и
разоружена.
|