12 ноября 1800 г. Родился кораблестроитель И.А. Амосов
Иван Афанасьевич Амосов родился 12 ноября 1800
года в семье моряка-штурмана А.П. Амосова - младшего брата известных русских
кораблестроителей О.П. Амосова и И.П. Амосова. В 1811 году И.П. Амосов
определил своего племянника в младший класс Училища корабельной архитектуры.
Здесь И.А. Амосов познакомился с С.О. Бурачеком - впоследствии также
талантливым ученым-кораблестроителем. После окончания училища в 1818 году они
оба были оставлены для преподавания в младших классах. Желая получить
практический опыт строительства кораблей, И.А. Амосов вскоре переводится на
Кронштадтскую верфь, где участвует в ремонтных работах на фрегатах. Через 3 года
его производят в помощники корабельного мастера, а в 1823 году переводят в
Главное адмиралтейство “иметь смотрение за черчением чертежей”.
На новом месте талант Амосова раскрылся во всей полноте. Он участвует в создании
84-пушечного корабля “Гангут”, затем 110-пушечного корабля “Император Александр
I”. После того, как совместно с К.А. Глазыриным им в 1832 году был построен
56-пушечный фрегат “Прозерпина”, Амосову доверяют руководить строительством
больших кораблей на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге.
Для изучения опыта строительства паровых судов его направляют
в Англию, а затем в Америку. После возвращения в Россию он был назначен
управляющим Охтинской верфью, где Амосовым было построено несколько десятков
различных военных кораблей, в том числе 74-пушечные корабли “Фершампенуаз”,
“Константин”, “Выборг” и знаменитый 56-пушечный фрегат “Аврора”. Зарубежная
печать отмечала в то время, что корабли типа “Фершампенуаз” являются высшим
достижением не только русского, но и мирового кораблестроения. За разработку
проекта этого корабля И.А. Амосова награждают орденом Святого Владимира 4-й
степени – довольно редкой награды у кораблестроителей.
В 1846-1848 годах он руководил постройкой первого в России
парового одновинтового фрегата “Архимед”. В ходе работы над паровыми судами
Амосов спроектировал 3-х и 4-лопастные гребные винты и предложил двигательную
систему, состоящую из 2 машин и 2 винтов. Одновременно он исследовал силы,
действующие на винт, взаимодействие винта с корпусом судна, гидродинамические
характеристики винта. Им разработана методика проведения ходовых и швартовых
испытаний строящихся судов. С середины XIX века Охтинская верфь полностью
переходит на строительство винтовых пароходофрегатов.
И.А. Амосов является автором ряда оригинальных методов
соединения элементов корпуса кораблей, оптимального сочетания продольной и
поперечной систем набора корпуса, учитывающего специфику вооружения корабля,
вибрационной и динамической нагрузки, особенно при артиллерийской стрельбе.
В 1860-1873 годах И.А. Амосов - инспектор-кораблестроитель
Кронштадтского порта. Здесь он продолжает усовершенствовать конструкции
корабельных систем и отдельных устройств. В 1872 году ему присваивают
генеральский чин. Скончался И.А. Амосов в 1878 году.
|