14 ноября 1803 г. Русские корабли впервые пересекли экватор
В конце 1786 года императрица Екатерина II подписала указ
Адмиралтейств-коллегии об отправлении “...из Балтийского моря два судна...и две
вооруженные шлюпки морские или другие суда по лучшему её усмотрению, назнача им
объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондской пролив и
оставя Японию в левой стороне, идти на Камчатку...”. Начальником этой экспедиции
был назначен опытнейший моряк капитан I ранга Г.И. Муловский. Начавшаяся война
со Швецией помешала осуществлению этих планов. В бою у острова Эланд геройски
погиб командир линейного корабля “Мстислав” Григорий Муловский. В этом же
сражении на “Мстиславе” принял боевое крещение мичман И.Ф. Крузенштерн. Именно
он в 1799 году подал на имя вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала
графа Г.Г. Кушелева проект кругосветного путешествия, составленный на основании
разработок Муловского. Но проект посчитали преждевременным. И только в 1801
году, когда Кушелева на его посту сменил адмирал граф Н.С. Мордвинов, проект
кругосветной экспедиции был принят к реализации. Большую роль в этом сыграли
влиятельные люди того времени - камергер Н.П. Резанов, являвшийся одним из
руководителей Российско-Американской кампании и министр коммерции граф Н.П.
Румянцев. Кроме географических исследований в задачу экспедиции входили
доставка грузов этой компании на Камчатку и Аляску, продажа пушнины в Кантоне,
закупка чая и других продуктов. Резанов был назначен послом для переговоров с
Японией о разрешении русским судам заходить в её порты. Два шлюпа и часть
снаряжения для экспедиции были куплены в Англии капитан-лейтенантом Ю.Ф.
Лисянским, имевшим к этому времени 18 морских компаний и орден Святого Георгия
4-й степени.
26 июля 1803 года трехмачтовые шлюпы “Надежда” (450 т
водоизмещения) с 80 членами экипажа под командованием капитан-лейтенанта И.Ф.
Крузенштерна и “Нева” (370 т водоизмещения) с 47 членами экипажа под
командованием капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского вышли из Кронштадтского рейда.
В составе экипажей шлюпов были лучшие военные моряки и известные в дальнейшем
мореплаватели М.И. Ратманов, П.Т. Головачев, П.В. Повалишин, Ф.Ф. Белинсгаузен,
О.Е. Коцебу и другие. По пути в Атлантический океан шлюпы заходили в Копенгаген
и Фальмут. Следующая остановка была на Канарских островах. С первых дней
плавания на шлюпах проводились метеорологические и гидрологические наблюдения.
14 ноября 1803 года навечно вошел в историю российского
флота. В этот день в 10 часов утра под гром артиллерийского салюта русские
корабли под Андреевским флагом впервые пересекли экватор. Торжественно
отпраздновав это событие, на следующий день шлюпы продолжили свой путь. У
Огненной Земли корабли попали в жестокий шторм, но благодаря отличной выучке
команд и крепости судов, благополучно его миновали. После того, как в марте 1804
года шлюпы обогнули мыс Горн, они потеряли в густом тумане друг друга и
встретились только у Маркизских островов. До этого “Нева” побывала на острове
Пасхи. Дальнейший путь кораблей пролег к Сандвичевым (Гавайским) островам, затем
“Надежда” пошла в Петропавловский Порт, а “Нева” - к берегам Русской Америки (к
Аляске).
Крузенштерн привел свой корабль к Петропавловскому Порту 3
июля 1804 года. Проведя ремонт и пополнив запасы, “Надежда” 26 августа вышла в
японский порт Нагасаки. Во время этого перехода шлюп попал в сильный шторм, а
затем, уже у берегов Японии, в бурю. Чудом “Надежду” не разбило о скалы. 27
сентября русский корабль благополучно вошел на рейд Нагасаки, где и простоял
более 6 месяцев, пока посольство Резанова вело переговоры с правительством
Японии. Переговоры завершились безрезультатно, поэтому 5 апреля 1805 года
“Надежда” покинула японский берег. 18 августа шлюп вернулся в Петропавловский
Порт, проведя в пути географические исследования Сангарского пролива, острова
Хокайдо и побережья Сахалина. 27 сентября Крузенштерн, оставив посольство
Резанова на берегу, взял курс на китайский порт Кантон, где у него была намечена
встреча с Лисянским.
“Нева” 1 июля 1804 года вошла в гавань Святого Павла на
острове Кадьяк, где и зазимовала. За это время были проведены исследования
соседних островов и залива Ситха. На одном из островов команде шлюпа пришлось
повоевать с индейскими племенами. 21 августа 1805 года корабль направился в
Кантон для встречи с “Надеждой”. В этом переходе Лисянский специально выбрал
неизведанный ранее маршрут, чтобы “...сделать путешествие наше полезнейшим, и
новыми открытиями доставить честь и славу Российскому флагу”. 15 октября в
центральной части Тихого океана “Нева” села на неизвестную мель. Только через 4
дня шлюп удалось вывести на глубокую воду.
21 ноября шлюпы встретились на рейде китайского порта Макао,
а 21 февраля 1806 года вышли в обратный путь через Индийский океан. Недалеко от
мыса Доброй Надежды корабли опять потеряли друг друга в тумане и далее
добирались домой поодиночке. “Нева” без захода в порт за 142 дня дошла из
Кантона в Портсмут, установив рекорд такого плавания. Приведя корабль в порядок
после длительного похода, Лисянский вышел в последний переход и 22 июля 1806
года “Нева” вошла на рейд Кронштадта, первой закончив русскую кругосветку.
Не дождавшись Лисянского у острова Святой Елены, где была назначена встреча
кораблей, Крузенштерн без остановки направился к родным берегам. 7 августа
“Надежда” благополучно возвратилась в Кронштадт. Первое в истории российского
флота кругосветное путешествие продолжалось 3 года.
|