Военно-морской флот России


22 ноября 1929 г. Начало перехода линкора “Парижская Коммуна” и крейсера “Профинтерн"

Описание  

 

     
В конце 20-х годов по всей стране проходил массовый набор на флот молодежи, которую необходимо было обучить сложным морским специальностям. В то время на Балтике корабли открывали сезон практического плавания в мае, а к концу ноября лед уже сковывал Финский залив, и они вставали на зимовку. Чтобы продлить период летне-осеннего обучения и дать экипажам хорошую практику дальнего морского плавания в сложных погодных условиях, в 1929 году было решено совершить переход от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя без захода в иностранные порты. Затем после небольшой стоянки в Неаполе - обратно в Кронштадт или Мурманск. Для проведения такого плавания был сформирован Практический отряд Морских сил Балтийского моря в составе линкора “Парижская Коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Для заправки кораблей в пути выделялось несколько транспортов. Командиром отряда был назначен Л.М. Галлер, флагманским штурманом - Н.А. Сакелари.

22 ноября 1929 года корабли вышли с Кронштадтского рейда и через два дня бросили якорь в Кильской бухте. Пополнив с транспортов запасы топлива, отряд взял курс на Северное море. Здесь начались первые неприятности. Из-за отсутствия опыта морских плаваний не учли разности в солености воды Балтийского моря и Атлантического океана, и на кораблях вскипели котлы. Пришлось делать незапланированную остановку для устранения неисправностей.

30 ноября на траверзе французского маяка Барфлер состоялась очередная приемка топлива с транспортов. Океанская волна раскачивала корабли и транспорты и, чтобы не помять борта, кораблям приходилось все время подрабатывать машинами. Несколько раз, когда ветер усиливался, погрузку прекращали. Из-за этого прием топлива продлился двое суток.

Измотанные экипажи ждали новые испытания в Бискайском заливе, встретившим корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра, корабли справлялись с волнами, но когда приходилось идти лагом к волне крен крейсера достигал 34°, а линкора - 29°. От ударов волн на “Профинтерне” разошлись клепаные швы корпуса, и в котельные отделения стала поступать вода. После того, как вышел из строя водоотливной насос, Галлер вынужден был принять решение о заходе в ближайший порт.

4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался. Стоя на двух якорях, “Профинтерну” приходилось непрерывно подрабатывать турбинами. Через 2 дня ремонт закончили. Французские буксиры подвели к борту нефтеналивную баржу. Но полностью восполнить запас топлива не удалось - на волнении рвались шланги.

7 декабря корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм достиг ураганной силы в 12 баллов, поднимавшей волны высотой 10 м. Крен крейсера доходил до 40°, а линкора - до 38°. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. К концу третьих суток ураганного шторма под ударами волн на линкоре разрушились носовая часть фальшборта и половина волнолома и образовался прогиб палубы в носовой части. Командир отряда решил вернуться в Брест. Линкор перешел на внутренний рейд порта для ремонта, крейсер остался на якоре на открытом рейде. Эта вынужденная стоянка дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен, но из-за непрекращающегося шторма выход отложили. Только 26 декабря корабли окончательно покинули Брест.

Наконец Бискайский залив остался за кормой и, обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Встретив на якорной стоянке у острова Сардиния новый 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальяри. Здесь его уже ждал транспорт “Плеханов” с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю.

8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри и на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода. Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было.

14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс обратно на Гибралтар. В это время был получен долгожданный ответ из Москвы, разрешающий заход в Севастополь. Пройдя Средиземное и Эгейское моря, Дарданеллы и Босфор, в полдень 17 января отряд вошел в Черное море. Встреченные дивизионом черноморских эсминцев, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года пришли в Севастополь. Поход, продлившийся 57 суток, завершился. За это время корабли прошли 6269 миль.

Линкор и крейсер было решено не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. В 30-х годах корабли прошли модернизацию, в ходе которой была усилена зенитная артиллерия, а на линкоре, для улучшения мореходности и повышения непотопляемости, усилили палубную броню и установили бортовые подводные наделки - були. В 1939 году “Профинтерн” переименовали в “Красный Крым”.

Оба корабля принимали активное участие в операциях Черноморского флота в Великую Отечественную войну. В 1942 году крейсер был удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в Севастополь в ноябре 1944 года “Красному Крыму” была оказана честь первым войти в главную базу флота. Линкору в 1943 году возвратили его дореволюционное имя “Севастополь”, а в 1945 году наградили орденом Красного знамени. В конце 50-х годов крейсер был потоплен при испытаниях ракетного оружия, линкор разделан в Севастополе на металл.