22 ноября 1929 г. Начало перехода линкора “Парижская Коммуна”
и крейсера “Профинтерн"
В конце 20-х годов по всей стране проходил массовый набор
на флот молодежи, которую необходимо было обучить сложным морским
специальностям. В то время на Балтике корабли открывали сезон практического
плавания в мае, а к концу ноября лед уже сковывал Финский залив, и они вставали
на зимовку. Чтобы продлить период летне-осеннего обучения и дать экипажам
хорошую практику дальнего морского плавания в сложных погодных условиях, в 1929
году было решено совершить переход от Кронштадта через Атлантический океан и
Средиземное море до Неаполя без захода в иностранные порты. Затем после
небольшой стоянки в Неаполе - обратно в Кронштадт или Мурманск. Для проведения
такого плавания был сформирован Практический отряд Морских сил Балтийского моря
в составе линкора “Парижская Коммуна” и крейсера “Профинтерн”. Для заправки
кораблей в пути выделялось несколько транспортов. Командиром отряда был назначен
Л.М. Галлер, флагманским штурманом - Н.А. Сакелари.
22 ноября 1929 года корабли вышли с Кронштадтского рейда
и через два дня бросили якорь в Кильской бухте. Пополнив с транспортов запасы
топлива, отряд взял курс на Северное море. Здесь начались первые неприятности.
Из-за отсутствия опыта морских плаваний не учли разности в солености воды
Балтийского моря и Атлантического океана, и на кораблях вскипели котлы. Пришлось
делать незапланированную остановку для устранения неисправностей.
30 ноября на траверзе французского маяка Барфлер состоялась
очередная приемка топлива с транспортов. Океанская волна раскачивала корабли и
транспорты и, чтобы не помять борта, кораблям приходилось все время
подрабатывать машинами. Несколько раз, когда ветер усиливался, погрузку
прекращали. Из-за этого прием топлива продлился двое суток.
Измотанные экипажи ждали новые испытания в Бискайском заливе,
встретившим корабли жестоким штормом. Когда отряд шел против ветра, корабли
справлялись с волнами, но когда приходилось идти лагом к волне крен крейсера
достигал 34°, а линкора - 29°. От ударов волн на “Профинтерне” разошлись
клепаные швы корпуса, и в котельные отделения стала поступать вода. После того, как вышел из
строя водоотливной насос, Галлер вынужден был принять решение о заходе в
ближайший порт.
4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний
рейд Бреста. Экипаж крейсера своими силами начал ремонт. А шторм все усиливался.
Стоя на двух якорях, “Профинтерну” приходилось непрерывно подрабатывать
турбинами. Через 2 дня ремонт закончили. Французские буксиры подвели к борту
нефтеналивную баржу. Но полностью восполнить запас топлива не удалось - на
волнении рвались шланги.
7 декабря корабли опять вышли в Бискайский залив. Шторм
достиг ураганной силы в 12 баллов, поднимавшей волны высотой 10 м. Крен крейсера
доходил до 40°, а линкора - до 38°. Все шлюпки были разбиты. Особенно тяжелые
повреждения получил линкор, который носом зарывался в волну. Палуба его
скрывалась под водой по первую башню. К концу третьих суток ураганного шторма
под ударами волн на линкоре разрушились носовая часть фальшборта и половина
волнолома и образовался прогиб палубы в носовой части. Командир отряда решил
вернуться в Брест. Линкор перешел на внутренний рейд порта для ремонта, крейсер
остался на якоре на открытом рейде. Эта вынужденная стоянка дала лишь небольшой
отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение
команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры.
Через две недели ремонт линкора был закончен, но из-за непрекращающегося шторма
выход отложили. Только 26 декабря корабли окончательно покинули Брест.
Наконец Бискайский залив остался за кормой и, обогнув мыс
Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Встретив на якорной стоянке у
острова Сардиния новый 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальяри. Здесь
его уже ждал транспорт “Плеханов” с топливом и водой. 6 января было получено
разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег.
Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю.
8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри и на
следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода. Командование отряда
понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет
проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова.
Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где
произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не
было.
14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс
обратно на Гибралтар. В это время был получен долгожданный ответ из Москвы,
разрешающий заход в Севастополь. Пройдя Средиземное и Эгейское моря, Дарданеллы
и Босфор, в полдень 17 января отряд вошел в Черное море. Встреченные дивизионом
черноморских эсминцев, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года
пришли в Севастополь. Поход, продлившийся 57 суток, завершился. За это время
корабли прошли 6269 миль.
Линкор и крейсер было решено не возвращать на Балтику, а
включить в состав Морских сил Черного моря. В 30-х годах корабли прошли
модернизацию, в ходе которой была усилена зенитная артиллерия, а на линкоре,
для улучшения мореходности и повышения непотопляемости, усилили палубную броню и
установили бортовые подводные наделки - були. В 1939 году “Профинтерн”
переименовали в “Красный Крым”.
Оба корабля принимали активное участие в операциях
Черноморского флота в Великую Отечественную войну. В 1942 году крейсер был
удостоен гвардейского звания. При возвращении эскадры Черноморского флота в
Севастополь в ноябре 1944 года “Красному Крыму” была оказана честь первым войти
в главную базу флота. Линкору в 1943 году возвратили его дореволюционное имя
“Севастополь”, а в 1945 году наградили орденом Красного знамени. В конце 50-х
годов крейсер был потоплен при испытаниях ракетного оружия, линкор разделан в
Севастополе на металл. |