23 ноября 1846 г. Заложен фрегат “Архимед”
23 ноября 1846 года по инициативе Пароходного комитета на
Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был заложен 48-пушечный фрегат “Архимед”,
ставший первым русским военным кораблем с винтовым движителем. Фрегат
(водоизмещение 2300 т, длина 54,6 м, ширина 13,56 м) строился по проекту и под
руководством талантливого судостроителя, полковника корпуса корабельных
инженеров И.А. Амосова. Корабль был спущен на воду 20 июля 1848 года и вошел в
состав Балтийского флота. 4 паровые машины корабля были изготовлены в Шотландии
на заводе “Рени”. Они имели суммарную мощность 300 л.с. и вращали один гребной
вал с двухлопастным гребным винтом. На пароходе была сохранена парусная оснастка
- три мачты с прямыми парусами. 6 октября 1850 года в пасмурную погоду “Архимед”
разбился близ острова Борнхольм в Балтийском море.
Вскоре на Охтинской верфи заложили еще 2 подобных винтовых
фрегата, а с середины XIX века верфь полностью перешла на строительство винтовых
судов.
К 1853 году в составе Балтийского и Черноморского флотов насчитывалось 16
пароходофрегатов и 36 вспомогательных судов с паровыми машинами. С началом войны
1853-1856 годов выявилась острая нехватка паровых военных кораблей, поэтому в
мастерских Кронштадтского военного порта были в срочном порядке переоборудованы
и оснащены паровыми машинами с гребными винтами 4 деревянных парусных линейных
корабля: “Выборг”, “Гангут”, “Вола” и “Константин”. Еще 5 линейных кораблей
традиционной по тем временам конструкции были специально заложены под
размещение паровых машин, котлов и винтовых движителей. Это были линейные
корабли “Орел”, “Ретвизан”, “Цесаревич”, “Император Николай I” и “Босфор”. В
1865-1880 годах все они пошли на слом. Для России начиналась эпоха железных
броненосцев. |