27 ноября 1904 г. Героическая оборона броненосца
“Севастополь”
После того, как 22 ноября 1904 года японские войска
заняли господствовавшую над Порт-Артуром гору Высокую и начали с нее
корректировать огонь 11-дюймовых осадных мортир, судьба кораблей русской
Порт-Артурской эскадры была предрешена. К вечеру 26 ноября все ее крупные боевые
корабли легли на дно гавани. Только командир броненосца “Севастополь” капитан I
ранга Н.О. Эссен настоял перед командующим эскадрой контр-адмиралом Р.И. Виреном
на выходе с внутреннего рейда. В ночь с 25 на 26 ноября броненосец перешел в
бухту Белый Волк. На следующий день пасмурная погода не позволила японцам
обнаружить уход броненосца, поэтому они выпустили по пристрелянному месту его
прежней стоянки более 300 снарядов.
Эссен рассчитывал при первом удобном случае выйти в открытое
море и попытаться прорвать блокаду, но в ночь на 27 ноября в море
появились 24 японских миноносца, 3 из них обнаружили место стоянки “Севастополя”
и с большой дальности выпустили по нему торпеды, не достигшие цели.
С этого дня миноносцы неприятеля стали нести непрерывную
блокаду бухты Белый Волк. Ночью японцы собирались повторить нападение большими
силами, но сильный ветер и плохая погода заставили их вернуться. Но на следующую
ночь противник с интервалом в 1 час предпринял две торпедные атаки
“Севастополя”, успешно отраженные береговыми батареями и орудиями броненосца. В
ночь на 30 ноября последовала третья атака нашего броненосца 7 миноносцами и 2
минными катерами противника. Торпедные залпы следовали один за другим.
“Севастополь” вел огонь по японским кораблям из всех орудий. Ему помогали
канонерская лодка “Отважный” и последние 7 миноносцев эскадры, переведенные из
внутреннего рейда для охраны “Севастополя” и прорыва вместе с ним блокады. Один
из снарядов попал в японский миноносец № 64, уничтожив его надстройки; миноносец
№ 62 получил 4 попадания и ушел в базу с развороченными бортами. Получили
повреждения оба минных катера. Из выпущенных по броненосцу торпед две взорвались
в его сетевом заграждении и причинили ему незначительные повреждения. Днем
“Севастополь” по-прежнему громил своими 12-дюймовыми орудиями японские войска.
Из Токио адмиралу Х. Того шли телеграммы, требующие
немедленно уничтожить русский броненосец. Командующий флотом был вынужден
выделить для этого все имевшиеся в его распоряжении легкие силы, поручив
командование ими опытному офицеру капитану I ранга Имаи. В ночь на 1 декабря для
уничтожения русского броненосца были выделены 3 отряда миноносцев, но у входа в
бухту Белый Волк миноносец № 53 подорвался на плавающей мине и затонул со всем
экипажем. Японцы были вынуждены перенести операцию еще на сутки.
В ночь на 2 декабря к Порт-Артуру вышли практически все
имевшиеся распоряжении японского командующего флотом миноносцы. Прожектористы
береговых постов Порт-Артура обнаружили в море одновременно 23 миноносца
противника, идущих к Ляотешану. “Севастополь” и береговые батареи открыли огонь.
Начиная с полуночи и до утра над рейдом стоял сплошной гул стрельбы; непрерывно
светили прожекторы; разрывы снарядов стеной стояли над рейдом, не давая
возможности противнику приблизиться к “Севастополю”. Нападавшие за ночь понесли
серьезные потери: миноносец № 60 был взорван торпедой минного катера с
броненосца “Победа”; миноносец № 58 получил свыше 20 попаданий; миноносец № 56
оставил рейд с подбитыми торпедными аппаратами и повреждениями корпуса;
миноносец “Цубаме”, потеряв ход, был уведен с рейда на буксире; миноносец № 49 с
развороченным правым бортом малым ходом ушел к островам Эллиот; миноносец № 41 с
разбитым бортом над ватерлинией также оставил рейд задолго до утра; миноносец №
42 потерял ход, после чего был добит торпедой миноносца “Сердитый” и затонул.
Пострадали и другие миноносцы. В эту ночь по “Севастополю” было выпущено около
30 торпед, некоторые из них взорвались от удара в защитный бон и в
противолодочных сетях. 15 торпед выскочили на берег. И только взрыв одной из
торпед привел к повреждению таранного отделения броненосца. Весь следующий день
русские моряки вели работы по исправлению повреждений бона и сетевого
ограждения, но кормовая часть к ночи еще оставалась незащищенной от торпед.
Ближе к рассвету следующего дня над Порт-Артуром пошел снег и
капитан I ранга Имаи, воспользовавшись ухудшением видимости, бросил в атаку
последние исправные 9 миноносцев. Несмотря на ожесточенный заградительный огонь,
они с разных сторон прорвались к “Севастополю” и выпустили торпеды. Одной из них
был поврежден миноносец “Сторожевой”, три попали в броненосец. Из этих трех
торпед две взорвались в бортовой сети и повредили бортовую обшивку
“Севастополя”, а третья попала в незащищенную кормовую часть. Через
образовавшуюся пробоину были затоплены рулевое отделение и несколько смежных
отсеков. Броненосец остался на плаву, но его пришлось посадить кормой на грунт.
Из атаковавших “Севастополь” миноносцев “Аотака” и “Кари” получили
многочисленные повреждения надстроек и вооружения и надолго выбыли из строя.
Всего за эти дни японцы выпустили по “Севастополю” около 100 торпед и,
справедливо считая, что поврежденный броненосец не в состоянии вырваться из
Порт-Артура, прекратили атаки. Между тем, после нескольких дней упорной работы
по возможному устранению повреждений “Севастополь” возобновил перекидную
стрельбу по японским войскам и продолжил ее до 19 декабря. Только получив приказ
о капитуляции Порт-Артура 20 декабря 1904 года, в этот же день Н.О. Эссен
затопил броненосец на глубине 50 м. Не сдавшийся врагу, он и сейчас покоится на
дне совсем недалеко от своего близнеца - броненосца “Петропавловск”, ставшего
могилой вице-адмиралу С.О. Макарову и многим офицерам и матросам российского
флота. |