Военно-морской флот России


3 октября 1986 г. Авария на атомной подводной лодке “К-219”

Описание Фотографии

 

     
В 480 милях северо-восточнее Бермудских островов около 5 часов 30 минут утра 3 октября 1989 года атомная подводная лодка Северного флота “К-219” с 15 ракетами на борту переходила с одной глубины на другую. На глубине 46 м из-за утечки жидкого ракетного топлива в одной из ракетных шахт произошел взрыв, сорвавший крышку шахты, и пожар. По официальной версии из-за перепада давления в одну из ракетных шахт (в ней возможно были неисправности крышки) попала вода, продавившая корпус ракеты. По другой версии - вода в шахту попала после легкого соприкосновения с американской подводной лодкой, сопровождавшей “К-219”.

После взрыва в отсеки лодки стал проникать дым и пары ядовитого окислителя ракетного топлива, которым многие моряки отравились. От этого вскоре скончались три члена экипажа, находившихся в четвертом, ракетном отсеке. Этот отсек пришлось оставить. Командир лодки капитан 2 ранга И.П. Британов приказал всплывать, и экипаж начал борьбу с пожаром. Короткое замыкание привело к срабатыванию аварийной защиты реактора правого борта, но 4 поглощающие компенсирующие решетки не дошли до нижнего положения, вследствии чего возникла угроза самопроизвольного запуска реактора. Через некоторое время пожар удалось локализовать, но ядовитое облако стало распространяться по кораблю и проникло в седьмой, реакторный отсек. В дополнение ко всем бедам, лопнул один из паропроводов энергетической установки и вышла из строя система ее дистанционного управления. Подать питание на приводы поглощающих решеток левого борта не удалось. Чтобы заглушить реакторы и предотвратить катастрофу, необходимо было войти в отравленный газами, нагретый пожаром и паром реакторный отсек и специальным ключом вручную опустить эти решетки. Из моряков, отсеченных аварией в кормовой части лодки, знали как это можно сделать командир группы старший лейтенант Николай Беликов и трюмный машинист матрос Сергей Преминин.

В защитном костюме первым вошел в пекло Беликов. Сбив кувалдой запор шкафа с инструментом, он взял похожий на ручку лебедки ключ и спустился в аппаратную. Медленно вращая ключ, Беликов довел до упора первую решетку, но в это время стал кончаться запас кислорода в противогазе. Из последних сил ему удалось добраться до восьмого отсека, после чего он на некоторое время потерял сознание.

Придя в себя, Беликов с новым запасом кислорода опять вошел в реакторный отсек. На этот раз с ним был Преминин, также одетый в защитный костюм. Надев ключ на привод второй решетки, Преминин начал ее опускать, а Беликов поднялся к переговорному устройству для доклада в центральный пост. Возвратившись в аппаратную, он помог Преминину опустить до упора вторую решетку, после чего они приступили к третьей. В это время стало плохо Сергею Преминину, и Беликову пришлось помочь ему подняться из аппаратной, после чего он вернулся к ключу, докрутил третью решетку и закрепил ключ на приводе последней, четвертой компенсирующей решетки. Сознание снова стало пропадать. Из последних сил Николай Беликов выбрался из аппаратной и с помощь пришедшего в себя Преминина добрался до двери восьмого отсека. После этого он бесчувственно упал на палубу.

Отдышавшись и взяв два последних регенеративных патрона, Преминин с большим трудом спустился к приводу четвертой решетки. За час, прошедший на подготовку к этому последнему спуску, температура в седьмом отсеке поднялась до 80°, одновременно из-за разрыва системы воздуха высокого давления сильно повысилось давление внутри смежных с реакторным отсеках. Очень медленно из последних сил Сергей Преминин вращал рукоятку. Прошло полчаса, прежде чем последняя решетка встала на упоры. Реакторы были заглушены, и второй Чернобыль удалось предотвратить.

У Сергея еще осталось немного сил, чтобы подняться к переговорному устройству и доложить командиру. Там уже знали, что реакторы погашены - стрелки приборов лежали на нулях, поэтому Британов приказал Сергею возвращаться в восьмой отсек. За это время перепад давления между этими отсеками возрос настолько, что не позволил открыть дверь. Попытка выровнять давление окончилась неудачей - по магистралям повалил ядовитый дым и отсеки пришлось перекрыть. После этого командир приказал Преминину стравить избыточное давление из реакторного отсека через вентиляцию коридора правого борта. Для этого Сергею надо было добраться до двух запоров и выдернуть их фиксирующие чеки. Но сил вытащить эти стопора у Преминина уже не было. Он только мог стучать железкой по переборке, но вскоре стук прекратился.

В это время его товарищи в восьмом отсеке безуспешно пытались выжать дверь раздвижным упором. И только когда все сроки работы дыхательного аппарата Преминина давно истекли, в десятом часу вечера по приказу моряки покинули загазованный восьмой отсек.

В другой части лодки все это время продолжалась изнуряющая борьба за ее живучесть. Пожар удалось потушить, но вода продолжала поступать и затоплять отсеки. “К-219” медленно увеличивала осадку. К вечеру 3 октября к месту аварии подошли рефрежиратор “Федор Бредихин” и сухогруз “Красногвардеец”. Около 21 часа на них пришлось эвакуировать 94 члена экипажа лодки. На следующий день подошли ролкер “Анатолий Васильев” и танкер “Галилео Галилей”.

На лодку был заведен трос, и “Красногвардеец” начал медленно буксировать ее к нашим берегам. Через трое суток после аварии “К-219” начала зарываться носом, и только когда она осела по рубочные рули, а рубку стало захлестывать волной, последние 9 человек покинули лодку. В 11 часов 6 октября на борт спасателя перешел капитан, а через 3 минуты “К-219” скрылась под водой и погрузилась на 5 км глубину. На ее борту осталось тело матроса Сергея Преминина. Но экологической катастрофы не произошло.

Американцы в газете “Вашингтон пост” писали: “Специалисты ВМС США пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с огнем”. Ими был снят художественный фильм “Враждебные воды”, посвященный подвигу Преминина и Беликова, а также мужеству всего экипажа “К-219”.

Иначе встретили подводников на Родине. И.П. Британов и командир электромеханической части И.А. Красильников были уволены с флота по статье “служебное несоответствие”, хотя возбужденное по факту гибели лодки и 4 членов экипажа дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Сергея Преминина посмертно наградили орденом Красной Звезды и Почетным знаком ВЛКСМ... Только в ноябре 1997 года ему присвоили звание Героя России.