3 октября 1986 г. Авария на атомной подводной лодке “К-219”
В 480 милях северо-восточнее Бермудских островов около 5
часов 30 минут утра 3 октября 1989 года атомная подводная лодка
Северного флота “К-219” с 15 ракетами на борту переходила с одной глубины на
другую. На глубине 46 м из-за утечки жидкого ракетного топлива в одной из
ракетных шахт произошел взрыв, сорвавший крышку шахты, и пожар. По официальной
версии из-за перепада давления в одну из ракетных шахт (в ней возможно были
неисправности крышки) попала вода, продавившая корпус ракеты. По другой версии -
вода в шахту попала после легкого соприкосновения с американской подводной
лодкой, сопровождавшей “К-219”.
После взрыва в отсеки лодки стал проникать дым и пары
ядовитого окислителя ракетного топлива, которым многие моряки отравились. От
этого вскоре скончались три члена экипажа, находившихся в четвертом, ракетном
отсеке. Этот отсек пришлось оставить. Командир лодки капитан 2 ранга И.П.
Британов приказал всплывать, и экипаж начал борьбу с пожаром. Короткое замыкание
привело к срабатыванию аварийной защиты реактора правого борта, но 4 поглощающие
компенсирующие решетки не дошли до нижнего положения, вследствии чего возникла
угроза самопроизвольного запуска реактора. Через некоторое время пожар удалось
локализовать, но ядовитое облако стало распространяться по кораблю и проникло в
седьмой, реакторный отсек. В дополнение ко всем бедам, лопнул один из
паропроводов энергетической установки и вышла из строя система ее дистанционного
управления. Подать питание на приводы поглощающих решеток левого борта не
удалось. Чтобы заглушить реакторы и предотвратить катастрофу, необходимо было
войти в отравленный газами, нагретый пожаром и паром реакторный отсек и
специальным ключом вручную опустить эти решетки. Из моряков, отсеченных аварией
в кормовой части лодки, знали как это можно сделать командир группы старший
лейтенант Николай Беликов и трюмный машинист матрос Сергей Преминин.
В защитном костюме первым вошел в пекло Беликов. Сбив
кувалдой запор шкафа с инструментом, он взял похожий на ручку лебедки ключ и
спустился в аппаратную. Медленно вращая ключ, Беликов довел до упора первую
решетку, но в это время стал кончаться запас кислорода в противогазе. Из
последних сил ему удалось добраться до восьмого отсека, после чего он на
некоторое время потерял сознание.
Придя в себя, Беликов с новым запасом кислорода опять вошел в
реакторный отсек. На этот раз с ним был Преминин, также одетый в защитный
костюм. Надев ключ на привод второй решетки, Преминин начал ее опускать, а
Беликов поднялся к переговорному устройству для доклада в центральный пост.
Возвратившись в аппаратную, он помог Преминину опустить до упора вторую решетку,
после чего они приступили к третьей. В это время стало плохо Сергею Преминину, и
Беликову пришлось помочь ему подняться из аппаратной, после чего он вернулся к
ключу, докрутил третью решетку и закрепил ключ на приводе последней, четвертой
компенсирующей решетки. Сознание снова стало пропадать. Из последних сил Николай
Беликов выбрался из аппаратной и с помощь пришедшего в себя Преминина добрался
до двери восьмого отсека. После этого он бесчувственно упал на палубу.
Отдышавшись и взяв два последних регенеративных патрона,
Преминин с большим трудом спустился к приводу четвертой решетки. За час,
прошедший на подготовку к этому последнему спуску, температура в седьмом отсеке
поднялась до 80°, одновременно из-за разрыва системы воздуха высокого давления
сильно повысилось давление внутри смежных с реакторным отсеках. Очень медленно
из последних сил Сергей Преминин вращал рукоятку. Прошло полчаса, прежде чем
последняя решетка встала на упоры. Реакторы были заглушены, и второй Чернобыль
удалось предотвратить.
У Сергея еще осталось немного сил, чтобы подняться к
переговорному устройству и доложить командиру. Там уже знали, что реакторы
погашены - стрелки приборов лежали на нулях, поэтому Британов приказал Сергею
возвращаться в восьмой отсек. За это время перепад давления между этими отсеками
возрос настолько, что не позволил открыть дверь. Попытка выровнять давление
окончилась неудачей - по магистралям повалил ядовитый дым и отсеки пришлось
перекрыть. После этого командир приказал Преминину стравить избыточное давление
из реакторного отсека через вентиляцию коридора правого борта. Для этого Сергею
надо было добраться до двух запоров и выдернуть их фиксирующие чеки. Но сил
вытащить эти стопора у Преминина уже не было. Он только мог стучать железкой по
переборке, но вскоре стук прекратился.
В это время его товарищи в восьмом отсеке безуспешно
пытались выжать дверь раздвижным упором. И только когда все сроки работы дыхательного аппарата Преминина
давно истекли, в десятом часу вечера по приказу моряки покинули загазованный восьмой отсек.
В другой части лодки все это время продолжалась изнуряющая
борьба за ее живучесть. Пожар удалось потушить, но вода продолжала поступать и затоплять отсеки.
“К-219” медленно увеличивала осадку. К вечеру 3 октября к месту аварии подошли
рефрежиратор “Федор Бредихин” и сухогруз “Красногвардеец”. Около 21 часа на них
пришлось эвакуировать 94 члена экипажа лодки. На следующий день подошли ролкер
“Анатолий Васильев” и танкер “Галилео Галилей”.
На лодку был заведен трос, и “Красногвардеец” начал медленно
буксировать ее к нашим берегам. Через трое суток после аварии “К-219” начала
зарываться носом, и только когда она осела по рубочные рули, а рубку стало
захлестывать волной, последние 9 человек покинули лодку. В 11 часов 6 октября на
борт спасателя перешел капитан, а через 3 минуты “К-219” скрылась под водой и
погрузилась на 5 км глубину. На ее борту осталось тело матроса Сергея Преминина.
Но экологической катастрофы не произошло.
Американцы в газете “Вашингтон пост” писали: “Специалисты ВМС
США пришли к заключению, что командир и экипаж подводной лодки заслуживают
высокой оценки за то, что быстро сумели всплыть, а также за действия по борьбе с
огнем”. Ими был снят художественный фильм “Враждебные воды”, посвященный подвигу
Преминина и Беликова, а также мужеству всего экипажа “К-219”.
Иначе встретили подводников на Родине. И.П. Британов и
командир электромеханической части И.А. Красильников были уволены с флота по
статье “служебное несоответствие”, хотя возбужденное по факту гибели лодки и 4
членов экипажа дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
Сергея Преминина посмертно наградили орденом Красной Звезды и
Почетным знаком ВЛКСМ... Только в ноябре 1997 года ему присвоили звание Героя
России.
|