4 октября 1787 г. Бой плавбатареи капитана 2 ранга А.
Веревкина
Вечером
3 октября 1787 года от русской Лиманской флотилии отделилась плавучая
батарея № 1 капитана 2 ранга А.Е. Веревкина. По замыслу командующего
флотилией контр-адмирала Н.С. Мордвинова батарея при поддержке двух галер
должна была скрытно подойти с наветренной стороны к турецкой эскадре
Эски-Гасана, насчитывавшей более полусотни вымпелов и тесно стоявшей возле
Очакова, и артиллерийским огнем поджечь ближайшие суда. При наличии
благоприятного ветра можно было надеяться, что огонь распространится и на
другие корабли турок.
Вскоре после начала движения, в темноте батарея и галеры
потеряли друг друга из вида. Решив, что быстроходные галеры смогут встретить
батарею на исходной для атаки позиции, Веревкин продолжил движение к турецким
канонерским лодкам. Когда на фоне ночного неба показались верхушки мачт турецких
кораблей, неожиданно ветер сначала стих, а затем постепенно начал менять свое
направление. Это срывало весь замысел операции, поэтому Веревкин решил отвести
свой корабль на веслах к мелководью, дождаться на рассвете там галер и вместе
уже действовать по обстановке.
Едва забрезжил рассвет 4 октября, как с турецкой
эскадры заметили плавбатарею. С этой минуты у ее команды было два выхода: или
выброситься на берег, сжечь корабль и попытаться по суше добраться до своих, или
на веслах пройти по течению вдоль турецких кораблей и вырваться в море. На
офицерском совете был выбран второй вариант, и батарея двинулась навстречу
противнику. Изумленные турки огня не открывали, рассчитывая захватить
неповоротливую и тихоходную русскую батарею, саму залезавшую в западню. Но
расчет оказался верен. На середине фарватера течение реки подхватило корабль и
стало относить в сторону от турецкой флотилии. Дистанция позволяла вести
стрельбу, и наши комендоры первыми дали залп по врагу. Ближайшие турецкие
канонерки не замедлили с ответом. Батарея быстро добилась попаданий, а ее
прочные деревянные конструкции хорошо держали удары турецких ядер.
Неравный бой продолжался уже более часа, когда от
интенсивного огня одна за другой разорвались две пушки, убившие и покалечившие
около 30 человек. Чтобы успокоить матросов, Веревкину и офицерам пришлось самим
встать у пушек и некоторое время вести огонь. Медленно проходя вдоль турецкой
эскадры, батарея стреляла по ближайшим кораблям, постепенно отдаляясь от
неприятеля. Турки не захотели упускать добычу, поэтому в погоню за русским
кораблем устремились 4 фрегата и 6 галер. Быстро догнав батарею, они попытались
ее окружить и прижать к берегу, но умелым маневром и точным огнем Веревкину
удалось выскользнуть из окружения. Так повторилось три раза. Во второй половине
дня, потушив разгоравшийся на палубе пожар и причинив туркам большой урон,
батарее все же удалось оторваться от противника. Поздно вечером батарея бросила
якорь недалеко от берега, и всю ночь измученные боем моряки занимались починкой
корабля.
На рассвете выяснилось, что берег занят противником,
неподалеку от береговой полосы стоит несколько турецких транспортных судов, а на
горизонте показались паруса нескольких вражеских кораблей. Веревкин решил
захватить на абордаж одно из быстроходных транспортных судов и на нем уйти от
погони, а остальные суда постараться поджечь. Осуществиться этому смелому плану
помешала случайность. Уже набиравшая скорость батарея внезапно наскочила на
отмель. Отпустив большинство команды спасаться на берегу, Веревкин и еще
несколько человек стали прорубать днище батареи и поджигать трюм. Однако
храбрецы вскоре были пленены противником, подобравшимся к дымящейся батарее по
мелководью.
Только после заключения мира в 1791 году Веревкину и
оставшимся в живых его товарищам удалось вернуться в Россию. На следующий год
Андрей Евграфович Веревкин по состоянию здоровья был уволен со службы с
производством в капитаны I ранга.
|