7 октября 1916 г. Гибель линкора “Императрица Мария”
7 октября 1916 года новейший линкор Черноморского флота
“Императрица Мария” стоял в глубине Севастопольской бухты после возвращения из
боевого похода к берегам Болгарии. В 6 часов 15 минут утра, через 15 минут после
побудки, из амбразур, люков и башенных вентиляторов первой носовой башни
главного калибра вырвался белый дым с пламенем, сопровождаемые характерным для
горения пороха шипением. На корабле пробили пожарную тревогу, раскатали шланги и
стали заливать водой подбашенное отделение. Но через 5 минут в районе носовых
крюйт-камер 12-дюймовых зарядов произошел сильный взрыв, взметнувший столб дыма
и пламени на высоту 300 м. Этим взрывом вырвало кусок палубы длиной около 30 м
по всей ширине корпуса за башней, снесло носовую рубку, мачту и переднюю трубу,
разрушило носовую дежурную кочегарку. Многотонная носовая башня оказалась
сдвинутой с места, была перебита паровая магистраль вспомогательных механизмов,
погасло электрическое освещение и остановились пожарные насосы. Из
образовавшегося провала вырывались языки пламени и удушливый дым. Много моряков
было убито, покалечено, обожжено и сброшено за борт взрывной волной. С теми, кто
остался в носовой части корабля, прекратилось всякое сообщение. Внутри провала
стали рваться 75-мм снаряды вспомогательной артиллерии. Во избежание новых
взрывов необходимо было затопить пороховые погреба второй башни и прилегающие к
ним погреба 130-мм орудий. К клапанам затопления через пламя бросилась команда
матросов во главе с трюмным механиком старшим лейтенантом Пахомовым. В это же
время в кочегарке № 7 мичман Игнатьев с матросами начал поднимать пары, чтобы
запустить пожарные насосы. Сразу после первого взрыва к борту линкора
устремились портовые буксиры. Они отвели подальше от горящего корабля однотипный
дредноут “Императрица Екатерина Великая”, развернули “Императрицу Марию” лагом к
ветру и стали тушить пожар, который постепенно стал стихать. Казалось, что
корабль будет спасен, но в 7 часов 02 минуты в носовых погребах 130-мм орудий от
нагрева произошел еще один мощнейший взрыв. От него сдетонировали зарядные
отделения торпед. Наружный борт корабля был разорван, после чего линкор стал
быстро погружаться носом в воду и крениться на правый борт. Прибывший на корабль
командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак приказал оставить
обреченный линкор. Через 5 минут “Императрица Мария” перевернулась вверх килем и
затонула на глубине 15-18 м. В момент опрокидывания из корпуса выпали и ушли в
донный ил все 4 башни главного калибра. Мичман Игнатьев и еще несколько десятков
человек остались замурованными внутри корабля.
Трагедия унесла жизни 229 человек, более 200 человек было
ранено или обожжено. В память о жертвах катастрофы на Корабельной стороне
Севастополя вскоре был сооружен памятный знак в виде Георгиевского креста.
Сохранившийся во время жестоких боев Великой Отечественной войны, памятник был
снесен в середине 50-х годов. Фамилии погибших моряков затеряны в архивах.
Сразу после взрыва линкора была создана комиссия по
расследованию причин гибели корабля, возглавляемая адмиралом Н.М. Яковлевым. В
состав комиссии входил известный ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов. Члены
комиссии остановилась на трех версиях взрыва: самовозгорание пороха, небрежное
обращение с огнем или порохом, злой умысел. С момента гибели линкора у каждой из
этих версий были и есть множество сторонников и противников, но окончательного
подтверждения ни одной из версий нет до настоящего времени.
Корпус линкора был поднят только в августе 1918 года. С него
сняли 130-мм артиллерию и часть оборудования. В 1927 году он был разобран на
металл. Незадолго до 2-й мировой войны ЭПРОНом были подняты башни с 305-мм
орудиями, выпавшие из корабля при его опрокидывании. В 1939 году эти орудия
установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны. Батарея
героически обороняла город до конца июня 1942 года, и была взорвана защитниками
после того, как расстреляла по врагу весь боезапас.
|