Военно-морской флот России


7 октября 1916 г. Гибель линкора “Императрица Мария”

Описание  

 

     
7 октября 1916 года новейший линкор Черноморского флота “Императрица Мария” стоял в глубине Севастопольской бухты после возвращения из боевого похода к берегам Болгарии. В 6 часов 15 минут утра, через 15 минут после побудки, из амбразур, люков и башенных вентиляторов первой носовой башни главного калибра вырвался белый дым с пламенем, сопровождаемые характерным для горения пороха шипением. На корабле пробили пожарную тревогу, раскатали шланги и стали заливать водой подбашенное отделение. Но через 5 минут в районе носовых крюйт-камер 12-дюймовых зарядов произошел сильный взрыв, взметнувший столб дыма и пламени на высоту 300 м. Этим взрывом вырвало кусок палубы длиной около 30 м по всей ширине корпуса за башней, снесло носовую рубку, мачту и переднюю трубу, разрушило носовую дежурную кочегарку. Многотонная носовая башня оказалась сдвинутой с места, была перебита паровая магистраль вспомогательных механизмов, погасло электрическое освещение и остановились пожарные насосы. Из образовавшегося провала вырывались языки пламени и удушливый дым. Много моряков было убито, покалечено, обожжено и сброшено за борт взрывной волной. С теми, кто остался в носовой части корабля, прекратилось всякое сообщение. Внутри провала стали рваться 75-мм снаряды вспомогательной артиллерии. Во избежание новых взрывов необходимо было затопить пороховые погреба второй башни и прилегающие к ним погреба 130-мм орудий. К клапанам затопления через пламя бросилась команда матросов во главе с трюмным механиком старшим лейтенантом Пахомовым. В это же время в кочегарке № 7 мичман Игнатьев с матросами начал поднимать пары, чтобы запустить пожарные насосы. Сразу после первого взрыва к борту линкора устремились портовые буксиры. Они отвели подальше от горящего корабля однотипный дредноут “Императрица Екатерина Великая”, развернули “Императрицу Марию” лагом к ветру и стали тушить пожар, который постепенно стал стихать. Казалось, что корабль будет спасен, но в 7 часов 02 минуты в носовых погребах 130-мм орудий от нагрева произошел еще один мощнейший взрыв. От него сдетонировали зарядные отделения торпед. Наружный борт корабля был разорван, после чего линкор стал быстро погружаться носом в воду и крениться на правый борт. Прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак приказал оставить обреченный линкор. Через 5 минут “Императрица Мария” перевернулась вверх килем и затонула на глубине 15-18 м. В момент опрокидывания из корпуса выпали и ушли в донный ил все 4 башни главного калибра. Мичман Игнатьев и еще несколько десятков человек остались замурованными внутри корабля.

Трагедия унесла жизни 229 человек, более 200 человек было ранено или обожжено. В память о жертвах катастрофы на Корабельной стороне Севастополя вскоре был сооружен памятный знак в виде Георгиевского креста. Сохранившийся во время жестоких боев Великой Отечественной войны, памятник был снесен в середине 50-х годов. Фамилии погибших моряков затеряны в архивах.

Сразу после взрыва линкора была создана комиссия по расследованию причин гибели корабля, возглавляемая адмиралом Н.М. Яковлевым. В состав комиссии входил известный ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов. Члены комиссии остановилась на трех версиях взрыва: самовозгорание пороха, небрежное обращение с огнем или порохом, злой умысел. С момента гибели линкора у каждой из этих версий были и есть множество сторонников и противников, но окончательного подтверждения ни одной из версий нет до настоящего времени.

Корпус линкора был поднят только в августе 1918 года. С него сняли 130-мм артиллерию и часть оборудования. В 1927 году он был разобран на металл. Незадолго до 2-й мировой войны ЭПРОНом были подняты башни с 305-мм орудиями, выпавшие из корабля при его опрокидывании. В 1939 году эти орудия установили под Севастополем на 30-й батарее береговой обороны. Батарея героически обороняла город до конца июня 1942 года, и была взорвана защитниками после того, как расстреляла по врагу весь боезапас.