10 октября 1915 г. Подводная лодка “Е-8” топит крейсер “Принц
Адальберт”
В октябре 1914 года союзница России в 1-й мировой войне
Великобритания направила для оказания помощи русскому Балтийскому флоту 3
новейшие подводные лодки, “Е-1”, “Е-9” и “Е-11”, с экипажами. Благополучно
пришли в Россию “Е-1” и “Е-9”, третья лодка была обнаружена в проливе Зунд
германскими дозорными кораблями и вынуждена вернуться. В августе 1915 года через
Зунд попытались прорваться еще две британские лодки – “Е-8” и “Е-13”. Первой это
удалось, а “Е-13” села на мель у берегов Дании и была расстреляна германскими
миноносцами. В сентябре 1915 года в Финский залив благополучно пришли подлодки
“Е-18” и “Е-19”. Позднее к ним присоединились 4 малые английские лодки типа “С”.
Базировались лодки на русские порты и подчинялись командованию Балтийского
флота. С целью скорейшей адаптации команд лодок и обеспечения безопасности их
плавания в русских водах на лодки были направлены
русские
штурманы и несколько матросов-специалистов с русских подводных лодок.
В начале октября 1915 года русская разведка узнала, что
германский броненосный крейсер “Принц Адальберт” вышел в море после ремонта и
следует из Мемеля в занятую немцами Либаву. 5 октября “Е-8” получила приказ
выйти в море, скрытно занять позицию в 26 милях к западу от Либавы и атаковать
крейсер. Командовал “Е-8” опытный английский подводник командер Фрэнсис Х.
Гудхарт, а штурманом у него был русский морской офицер В.А. Павлов. Несколько
дней “Е-8” терпеливо стояла в засаде, но “Принц Адальберт” все не появлялся. На
лодке заканчивалось топливо, и Гудхард уже подумывал о возвращении на базу.
Утром 10 октября лодка приблизилась к порту, и в это время из-за мола в
сопровождении двух миноносцев показался крейсер. Он шел 15-узловым ходом по
створу либавских маяков между двумя полосами минных заграждений. “Е-8” пропустила миноносец и с 5 каб. из
носового аппарата выпустила в крейсер торпеду. Ее взрыв вызвал детонацию носовых
артиллерийских погребов крейсера. “Принц Адальберт” скрылся в столбе густого
дыма и стремительно ушел под воду, унося с собой жизни 672 человек. Шедшие в
охране крейсера миноносцы “S-142” и “S-143” спасли только трех моряков. Это была
самая большая с начала войны потеря германского флота на Балтике.
От близкого сильного взрыва “Е-8” потеряла управление, получила повреждения
корпуса и была выброшена на поверхность воды под орудия немецких миноносцев. Ее
спасло только то, что все внимание немцев в первый момент было обращено на свой
тонущий крейсер. “Е-8” погрузилась и взяла курс на базу. Когда через день лодка
дошла до Ревеля, на ней кончался кислород, на исходе было топливо, уже не было
продуктов. Ее экипаж был настолько истощен, что его пришлось частично заменить.
Штурман В.А. Павлов был награжден орденом Святого Владимира с мечами и также
списан с лодки по здоровью. Ф.Х. Гудхард после награждения орденом Святого
Георгия 4-й степени и английским Офицерским крестом также отбыл в Англию. 30
января 1917 года он погиб в Гарлохе во время приемных испытаний новой английской
субмарины “К-13”.
|