17 октября 1940 г. Закончился первый переход подводной лодки
по СМП за одну навигацию
В 1936 году
состоялся первый перевод боевых кораблей, эсминцев “Сталин” и “Войков”, с
Балтики на Дальний Восток по Беломорско-Балтийскому каналу и Северному морскому
пути (СМП). На основании опыта этого плавания, а также ряда успешных переходов
советских подводных лодок под ледяными полями, 20 мая 1940 года постановлением
Комитета Обороны было принято решение о переводе подводной лодки “Щ-423” с
Северного флота на Тихий океан по СМП.
В процессе подготовки лодки к длительному и опасному переходу
ее корпус усилили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на
стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули,
сделали съемными кормовые, провели некоторые другие конструктивные изменения.
22 - 24 июля 1940 года в Мотовском заливе лодка провела испытания всех механизмов.
5 августа 1940 года “Щ-423” под командованием опытного
подводника капитана 3 ранга И.М. Зайдулина отошла от пирса базы подводных лодок
в городе Полярном и отравилась в путь. Дублером Зайдулина в переходе был штатный
командир “Щ-423” старший лейтенант А. Быстров.
Баренцево море встретило подводников штормом и полосами
густого тумана, что сразу же потребовала от людей максимума внимания в
обслуживании механизмов и управлении кораблем. По данным ледовой разведки в
юго-западной части Карского моря был сплошной лед, поэтому лодка пошла через
пролив Маточкин Шар, где встретилась с ледоколом “Ленин” (с 1965 года “Владимир
Ильич”) и транспортом “А. Серов”. Вместе они образовали 10-ю экспедицию особого
назначения (ЭОН-10), которую возглавил военинженер I ранга И. Сендик. Здесь же с
помощью ремонтной бригады транспорта с лодки сняли кормовые горизонтальные рули.
12 августа в Карском море ледовая обстановка усложнилась,
поэтому часто приходилось приостанавливать движение. По прибытии на Диксон был
проведен осмотр судов экспедиции. На “Щ-423” не было особых замечаний, а вот у
“А. Серова” обнаружили поломку одной лопасти гребного винта. После ремонтных
работ, 17 августа ЭОН-10 продолжила движение на восток. По чистой воде лодка шла
самостоятельно, а через пролив Вилькицкого - под проводкой ледокола. При сжатиях
ледяные глыбы наползали на корпус лодки, создавая крен до 10°. Всем свободным от
вахты морякам приходилось расчищать узкую обледеневшую палубу. Низкая
температура воздуха и забортной воды, высокая влажность в отсеках осложняли
условия жизни на корабле. Для отопления лодки и просушки всех отсеков пришлось с
ледокола подавать по шлангу пар. В этой суровой ледовой обстановке транспорт “А.
Серов” потерял еще 2 лопасти гребного винта. Пришлось в бухте Тикси перегружать
имущество экспедиции на теплоход “Волга”, который дальше должен был следовать в
составе ЭОН-10 вместо “А. Серова”.
31 августа рейс был продолжен. После Медвежьих островов из-за
тяжелого многолетнего льда пришлось воспользоваться помощью ледокола “Адмирал
Лазарев”. На некоторых участках ледоколы проводили “Щ-423” и “Волгу” на коротком
буксире поодиночке. Так миновали пролив Лонга и вошли в Чукотское море. Дальше
суда экспедиции благополучно достигли Берингова пролива, где их торжественно
встретили подводные лодки Тихоокеанского флота “Л-7”, “Л-8” и “Л-17” под
командованием капитана 2 ранга Ф. Павлова.
Но на этом испытания “Щ-423” и ее экипажа еще не закончились.
За мысом Дежнева корабли попали в 9-бальный шторм. Крен лодки доходил до 46
град., порой волны полностью накрывали рубку, но люди и техника выдержали и этот
экзамен природы. 9 сентября экспедиция вошла в бухту Провидения, закончив
переход СМП.
Через 7 дней, отдохнув и установив горизонтальные рули,
экипаж “Щ-423” вывел лодку в море и взял курс на Владивосток. Сделав заходы в
Петропавловск-Камчатский и Советскую Гавань, “Щ-423” в 8 часов утра 17
октября 1940 года встала в бухте Золотой Рог. За кормой остались 8 морей и 2
океана, 7227 миль, из них 681 - ледовых.
После осмотра в доке, смены винтов и снятия ледовой защиты
“Щ-423” уже через 3 недели вышла в море на боевую подготовку.
|