19 октября 1910 г. Первое испытание устройства РДП
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов устье
Амура защищала русская подводная лодка “Кета”, переделанная из старой лодки
конструкции С.К. Джевецкого под руководством лейтенанта С.А. Яновича. Он же стал
ее командиром. На самом деле “Кета” была полуподводной, то есть, могла плавать
только в полупогруженном состоянии. Лодка была оснащена слабым бензиновым
двигателем, а для удобства и безопасности плавания отвод выхлопных газов Янович
направил в длинную трубу над корпусом лодки.
Принцип подобного устройства для вывода отработанных газов и
для подвода воздуха к двигателю в более совершенную конструкцию воплотил поручик
Корпуса инженер-механиков флота Б.Е. Сальяр, в период службы во Владивостоке
неоднократно бывавший на “Кете” и знакомый с ее конструкцией. По чертежам Сальяра в мастерских
транспорта “Ксения” было изготовлено первое устройство, позволявшее при
нахождении лодки на перископной глубине использовать для движения двигатель
надводного хода. После этого Сальяр добился оборудования этим устройством
подводной лодки “Фельдмаршал граф Шереметев” (типа “Касатка”), которой в то
время командовал лейтенант Кейзерлинг.
Строки из архива за 1910 год: “19 октября подводные лодки “Ф.
Гр. Шереметев” и “Скат” выходили из Владивостока в Амурский залив на подводный
ход, причем подводная лодка “Ф. Гр. Шереметев” произвела испытание возможности
хода в боевом положении под бензиномоторами, благодаря проведенным трубам
от рабочих газов бензиномотора выше боевой рубки, причем выяснилось, что при
положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на
погружение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно”. Таким
образом, в этот день в русском флоте появился прообраз устройства РДП (работы
дизеля под водой), которым оснащены все современные дизельные подводные лодки во
всем мире.
Командиром однотипной сопровождающей лодки “Скат” был
лейтенант Николай Александрович Гудим. Позже его перевели на Балтику командиром
одной из первых русских дизель-электрических подводных лодок - “Акулы”. Помня об
удачных экспериментах Сальяра, он предложил оснастить свою лодку подобным, но
уже модернизированным устройством. Но началась 1-я мировая война, и частые
походы “Акулы” не позволили Гудиму осуществить свой замысел, а в ноябре 1915
года во время 17-го боевого похода “Акула” погибла со всем экипажем.
Эстафету у погибшего Н.А. Гудима подхватили командиры новых
подводных лодок типа “Барс” старшие лейтенанты Мессер и Трофимов. В том же 1915
году на своих лодках “Волк” и “Леопард” они добились внедрения конструкции
Гудима. При этом устройство было улучшено: газоотводные коллекторы двигателей
были подняты до уровня перископных тумб, а для подачи воздуха к двигателям в
носовой части рубки установлены телескопические трубы с приточным вентилятором
для нагнетания воздуха в дизель. Это было вполне современное устройство,
опередившее германские “шнорхели” более чем на 25 лет.
В это же время, переведенный с Сибирской флотилии на
Черноморский флот, старший лейтенант Б.Е. Сальяр разработал аналогичную
конструкцию для подводных лодок типа “Касатка” и “Морж”. К сожалению, эти
разработки русских подводников вскоре были забыты на нашем флоте.
|