24 октября 1915 г. Спущен на воду крейсер “Адмирал Нахимов”
Незадолго
до начала 1-й мировой войны в России приступили к строительству серии
новых легких крейсеров. 19 октября 1913 года на заводе “Русского
судостроительного общества” в Николаеве для Черноморского флота были
заложены крейсеры “Адмирал Нахимов” и “Адмирал Лазарев”. Немного позже, 24
и 26 ноября 1913 года на стапелях Ревельского завода “Русско-балтийского
судостроительного и механического акционерного общества” состоялись
церемонии закладки аналогичных кораблей для Балтийского флота - крейсеров
“Светлана” и “Адмирал Грейг”, а на Петербургской Путиловской верфи -
крейсеров “Адмирал Бутаков” и “Адмирал Спиридов”. Водоизмещение крейсеров
этой серии должно было составлять около 7600 т, а вооружение состоять из
15 130-мм орудий, 4 63,5-мм зенитных пушек и 2 подводных бортовых
торпедных аппаратов.
И хотя, начавшаяся в июле 1914 года, война замедлила ход
строительства кораблей, 24 октября 1915 года первым был спущен на воду
крейсер “Адмирал Нахимов”. К концу 1916 года удалось спустить на воду корпуса
всех заложенных крейсеров, а в Николаеве 11 ноября 1915 года дополнительно
заложить еще два крейсера такого типа - “Адмирал Истомин” и “Адмирал Корнилов”.
К октябрю 1917 года готовность по корпусу головных крейсеров
составляла 80-85 %, но из-за ухудшающегося экономического положения и развала
промышленности достроить их до окончания боевых действий так и не удалось.
Крейсера “Светлана” и “Адмирал Грейг” отбуксировали в Петроград и поставили на
долгосрочное хранение.
Не лучшим образом обстояли дела и в Николаеве. 17 марта 1918
года город был оккупирован германскими войсками, которые начали подготовку к
вывозу оборудования и недостроенных кораблей в Германию. К счастью полностью
осуществить задуманное им не удалось, так как Германия вскоре капитулировала, а
Николаев был занят белогвардейскими частями. 31 января 1920 года в город
вступила Красная Армия. К этому времени у заводской стенки стоял только крейсер
“Адмирал Лазарев”, а “Адмирал Нахимов” был отбуксирован уходящими
белогвардейцами в Одессу и возвращен в Николаев только в конце февраля.
После окончания гражданской войны разрушенное хозяйство
страны и непопулярность флота у некоторых ее руководителей (особенно после
кронштадтских событий в марте 1921 года) отрицательно сказались на ход его
восстановления. Это в полной мере отразилось на судьбе легких крейсеров. Из 8
кораблей было решено ввести в строй только по 2 легких крейсера для каждого из
флотов. Причем из-за финансовых и технических трудностей головные “Адмирал
Нахимов” и “Светлана” достраивались практически по первоначальному проекту.
Работы на кораблях шли очень медленно, при остром дефиците материалов и
оборудования и нехватке квалифицированных специалистов. Поэтому “Адмирал
Нахимов”, переименованный в декабре 1922 года в “Червону Украину”, вошел в
состав Черноморского флота только 21 марта 1927 года, а “Светлана”, получившая
новое имя “Профинтерн”, - в июле 1928 года.
Крейсеры “Адмирал Бутаков”, переименованный в 1926 году в
“Правду”, а затем в “Ворошилов”, и “Адмирал Лазарев” (с декабря 1926 года –
“Красный Кавказ”) решили кардинально реконструировать с заменой 15 130-мм пушек
на 5 180-мм в башнях.
И опять возникшие затруднения в финансировании работ внесли
существенные коррективы в осуществление этих планов. 25 января 1932 года в
состав Черноморского флота вошел только “Красный Кавказ”, на котором в ходе
модернизации удалось установить лишь 4 180-мм одноорудийные башенные установки,
4 76,2-мм зенитные пушки Лендера и 4 трехтрубных торпедных аппарата.
Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 т.
Крейсера “Адмирал Грейг” и “Адмирал Спиридов” в 1926 году
переоборудовали в нефтеналивные суда, получившие названия “Азнефть” и “Грознефть”.
“Адмирала Истомина” и “Адмирала Корнилова” в 1927 году разобрали на металл.
Крейсер “Ворошилов” был в 1928 году переведен в Кронштадтский порт и постепенно
демонтирован. Предложения использовать корпус корабля под быстроходный минный
заградитель или учебный крейсер, к сожалению, приняты не были.
В январе 1930 года “Профинтерн” перешел на Черное море и в
1939 году был переименован в “Красный Крым”. Таким образом, все 3 достроенных
легких крейсера оказались в составе Черноморского флота. Перед войной на них
было усилено зенитное вооружение: на “Красном Кавказе” установили 12
универсальных 100-мм орудий в спаренных установках, 2 76,2-мм, 4 45-мм и 10
37-мм пушек, на “Червону Украину” - 8 100-мм пушек, а на “Красный Крым” - 6
100-мм, 4 45-мм и 10 37-мм пушек.
Все 3 крейсера приняли активное участие в Великой
Отечественной войне. Они обстреливали позиции врага у Одессы и Севастополя,
перевозили войска и поддерживали огнем черноморские десанты. 12 ноября 1941 года
“Червона Украина” подверглась атакам вражеской авиации и после попадания
нескольких авиабомб затонула недалеко от Графской пристани Севастополя. “Красный
Кавказ” и “Красный Крым” в 1942 году стали гвардейскими и прошли всю войну.
В марте 1945 года “Красный Крым” и в мае 1947 года “Красный
Кавказ” перевели в разряд учебных кораблей, а в середине 50-х годов исключили из
состава флота. Крейсер “Червона Украина” был поднят в 1947 году и переоборудован
в мишень
|