Военно-морской флот России


24 октября 1915 г. Спущен на воду крейсер “Адмирал Нахимов”

Описание  

 

     
Незадолго до начала 1-й мировой войны в России приступили к строительству серии новых легких крейсеров. 19 октября 1913 года на заводе “Русского судостроительного общества” в Николаеве для Черноморского флота были заложены крейсеры “Адмирал Нахимов” и “Адмирал Лазарев”. Немного позже, 24 и 26 ноября 1913 года на стапелях Ревельского завода “Русско-балтийского судостроительного и механического акционерного общества” состоялись церемонии закладки аналогичных кораблей для Балтийского флота - крейсеров “Светлана” и “Адмирал Грейг”, а на Петербургской Путиловской верфи - крейсеров “Адмирал Бутаков” и “Адмирал Спиридов”. Водоизмещение крейсеров этой серии должно было составлять около 7600 т, а вооружение состоять из 15 130-мм орудий, 4 63,5-мм зенитных пушек и 2 подводных бортовых торпедных аппаратов.

И хотя, начавшаяся в июле 1914 года, война замедлила ход строительства кораблей, 24 октября 1915 года первым был спущен на воду крейсер “Адмирал Нахимов”. К концу 1916 года удалось спустить на воду корпуса всех заложенных крейсеров, а в Николаеве 11 ноября 1915 года дополнительно заложить еще два крейсера такого типа - “Адмирал Истомин” и “Адмирал Корнилов”.

К октябрю 1917 года готовность по корпусу головных крейсеров составляла 80-85 %, но из-за ухудшающегося экономического положения и развала промышленности достроить их до окончания боевых действий так и не удалось. Крейсера “Светлана” и “Адмирал Грейг” отбуксировали в Петроград и поставили на долгосрочное хранение.

Не лучшим образом обстояли дела и в Николаеве. 17 марта 1918 года город был оккупирован германскими войсками, которые начали подготовку к вывозу оборудования и недостроенных кораблей в Германию. К счастью полностью осуществить задуманное им не удалось, так как Германия вскоре капитулировала, а Николаев был занят белогвардейскими частями. 31 января 1920 года в город вступила Красная Армия. К этому времени у заводской стенки стоял только крейсер “Адмирал Лазарев”, а “Адмирал Нахимов” был отбуксирован уходящими белогвардейцами в Одессу и возвращен в Николаев только в конце февраля.

После окончания гражданской войны разрушенное хозяйство страны и непопулярность флота у некоторых ее руководителей (особенно после кронштадтских событий в марте 1921 года) отрицательно сказались на ход его восстановления. Это в полной мере отразилось на судьбе легких крейсеров. Из 8 кораблей было решено ввести в строй только по 2 легких крейсера для каждого из флотов. Причем из-за финансовых и технических трудностей головные “Адмирал Нахимов” и “Светлана” достраивались практически по первоначальному проекту. Работы на кораблях шли очень медленно, при остром дефиците материалов и оборудования и нехватке квалифицированных специалистов. Поэтому “Адмирал Нахимов”, переименованный в декабре 1922 года в “Червону Украину”, вошел в состав Черноморского флота только 21 марта 1927 года, а “Светлана”, получившая новое имя “Профинтерн”, - в июле 1928 года.

Крейсеры “Адмирал Бутаков”, переименованный в 1926 году в “Правду”, а затем в “Ворошилов”, и “Адмирал Лазарев” (с декабря 1926 года – “Красный Кавказ”) решили кардинально реконструировать с заменой 15 130-мм пушек на 5 180-мм в башнях.

И опять возникшие затруднения в финансировании работ внесли существенные коррективы в осуществление этих планов. 25 января 1932 года в состав Черноморского флота вошел только “Красный Кавказ”, на котором в ходе модернизации удалось установить лишь 4 180-мм одноорудийные башенные установки, 4 76,2-мм зенитные пушки Лендера и 4 трехтрубных торпедных аппарата. Водоизмещение корабля при этом возросло до 9030 т.

Крейсера “Адмирал Грейг” и “Адмирал Спиридов” в 1926 году переоборудовали в нефтеналивные суда, получившие названия “Азнефть” и “Грознефть”. “Адмирала Истомина” и “Адмирала Корнилова” в 1927 году разобрали на металл. Крейсер “Ворошилов” был в 1928 году переведен в Кронштадтский порт и постепенно демонтирован. Предложения использовать корпус корабля под быстроходный минный заградитель или учебный крейсер, к сожалению, приняты не были.

В январе 1930 года “Профинтерн” перешел на Черное море и в 1939 году был переименован в “Красный Крым”. Таким образом, все 3 достроенных легких крейсера оказались в составе Черноморского флота. Перед войной на них было усилено зенитное вооружение: на “Красном Кавказе” установили 12 универсальных 100-мм орудий в спаренных установках, 2 76,2-мм, 4 45-мм и 10 37-мм пушек, на “Червону Украину” - 8 100-мм пушек, а на “Красный Крым” - 6 100-мм, 4 45-мм и 10 37-мм пушек.

Все 3 крейсера приняли активное участие в Великой Отечественной войне. Они обстреливали позиции врага у Одессы и Севастополя, перевозили войска и поддерживали огнем черноморские десанты. 12 ноября 1941 года “Червона Украина” подверглась атакам вражеской авиации и после попадания нескольких авиабомб затонула недалеко от Графской пристани Севастополя. “Красный Кавказ” и “Красный Крым” в 1942 году стали гвардейскими и прошли всю войну.

В марте 1945 года “Красный Крым” и в мае 1947 года “Красный Кавказ” перевели в разряд учебных кораблей, а в середине 50-х годов исключили из состава флота. Крейсер “Червона Украина” был поднят в 1947 году и переоборудован в мишень