Военно-морской флот России


25 октября 1920 г. Начало восстановления флота

Описание  

 

     
Три года революционных потрясений, гражданской войны, интервенции и “красного” террора практически полностью уничтожили весь российский флот. Незадолго до своей смерти, в 1925 году, председатель РВС и нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе, характеризуя сложившуюся в 1920 году ситуацию на флоте, открыто писал: “В общем ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, потеряли ряд морских баз... В сумме все это означало, что флота у нас нет”.

Между тем, для защиты страны с такой большой протяженностью морских границ необходим был сильный военно-морской флот. Его восстановление началось с Морских Сил Балтийского моря, где еще сохранились корабельный состав и развитая судостроительная база. 25 октября 1920 года, после рассмотрения в Совете Труда и Обороны проекта постановления об организации комиссии для восстановления флота, было вынесено решение: “Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота и согласование всех учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с установлением реального надзора за быстротой и успешностью работы”. Это был первый документ, положивший начало восстановлению флота. Но реальных средств и сил для осуществления в полном объеме этих планов в то время в стране не было.

Состоявшийся в марте 1921 года (одновременно с восстанием в Кронштадте) X съезд РКП (б) специально рассмотрел вопрос о флоте и признал “необходимым в соответствии с общим положением принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота”. Вслед за этим на кораблях и в портах была проведена “фильтрация” личного состава флотов, затронувшая большей частью квалифицированных специалистов с дореволюционным стажем. После этого стало необходимым заново комплектовать и готовить флоту кадры.

В марте 1922 года резолюции XI съезда РКП(б) подтвердили курс на возрождение Красного флота. На V Всероссийском съезде РКСМ 16 октября 1922 года было принято постановление о шефстве комсомола над Красным Военным Флотом Республики. В течение следующего года были проведены 3 мобилизации, в ходе которых на флот пришло около 8 тысяч человек, около тысячи из них были зачислены в военно-морские учебные заведения. Постепенно выводились из консервации, поднимались со дна, восстанавливались, достраивались боевые надводные корабли и подводные лодки. Ценой титанических усилий и лишений народа флот начинал возникать из небытия. С каждым годом росло общее водоизмещение ВМФ: в 1923 году - 82 тыс. т, 1924 - 90 тыс. т, 1925 - 116 тыс. т, в 1926 году - уже 139 тыс. т. В 1926 году была принята 6-летняя программа военного кораблестроения, предусматривающая строительство 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров, достройку 2 крейсеров и нескольких эсминцев и капитальный ремонт линкора “Октябрьская революция” (бывший “Гангут”). Впоследствии в программу включили строительство еще 10 подводных лодок. Всего в 20-е годы удалось восстановить и модернизировать более 100 боевых кораблей.