25 октября 1920 г. Начало восстановления флота
Три года революционных потрясений, гражданской войны,
интервенции и “красного” террора практически полностью уничтожили весь
российский флот. Незадолго до своей смерти, в 1925 году, председатель РВС и
нарком по военным и морским делам М.В. Фрунзе, характеризуя сложившуюся в 1920
году ситуацию на флоте, открыто писал: “В общем ходе революции и гражданской
войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате их мы
лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного
большинства опытных и знающих командиров, потеряли ряд морских баз... В сумме
все это означало, что флота у нас нет”.
Между тем, для защиты страны с такой большой протяженностью
морских границ необходим был сильный военно-морской флот. Его восстановление
началось с Морских Сил Балтийского моря, где еще сохранились корабельный состав
и развитая судостроительная база. 25 октября 1920 года, после
рассмотрения в Совете Труда и Обороны проекта постановления об организации
комиссии для восстановления флота, было вынесено решение: “Поручить
Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое
внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота и согласование всех
учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с
установлением реального надзора за быстротой и успешностью работы”. Это был
первый документ, положивший начало восстановлению флота. Но реальных средств и
сил для осуществления в полном объеме этих планов в то время в стране не было.
Состоявшийся в марте 1921 года (одновременно с восстанием в
Кронштадте) X съезд РКП (б) специально рассмотрел вопрос о флоте и признал
“необходимым в соответствии с общим положением принять меры к возрождению и
укреплению Красного военного флота”. Вслед за этим на кораблях и в портах была
проведена “фильтрация” личного состава флотов, затронувшая большей частью
квалифицированных специалистов с дореволюционным стажем. После этого стало
необходимым заново комплектовать и готовить флоту кадры.
В марте 1922 года резолюции XI съезда РКП(б) подтвердили курс
на возрождение Красного флота. На V Всероссийском съезде РКСМ 16 октября 1922
года было принято постановление о шефстве комсомола над Красным Военным Флотом
Республики. В течение следующего года были проведены 3 мобилизации, в ходе
которых на флот пришло около 8 тысяч человек, около тысячи из них были зачислены
в военно-морские учебные заведения. Постепенно выводились из консервации,
поднимались со дна, восстанавливались, достраивались боевые надводные корабли и
подводные лодки. Ценой титанических усилий и лишений народа флот начинал
возникать из небытия. С каждым годом росло общее водоизмещение ВМФ: в 1923 году
- 82 тыс. т, 1924 - 90 тыс. т, 1925 - 116 тыс. т, в 1926 году - уже 139 тыс. т.
В 1926 году была принята 6-летняя программа военного кораблестроения,
предусматривающая строительство 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36
торпедных катеров, достройку 2 крейсеров и нескольких эсминцев и капитальный
ремонт линкора “Октябрьская революция” (бывший “Гангут”). Впоследствии в
программу включили строительство еще 10 подводных лодок. Всего в 20-е годы
удалось восстановить и модернизировать более 100 боевых кораблей.
|