30 октября 1924 г. Спущены флаги на Русской эскадре в Бизерте
С 31 октября 1920 года из портов Крыма началась эвакуация
белогвардейских войск Юга России генерала П.Н. Врангеля. 2 ноября 1920 года в 15
часов с рейда Севастополя одним из последних вышел в море крейсер “Генерал
Корнилов” (бывший “Очаков”) с самим генералом Врангелем, его штабом и штабом
флота. Последними, 4 и 5 ноября, были вывезены войска, отошедшие в Керчь. Через
несколько дней на рейде Константинополя собрались все 120 кораблей и торговых
судов бывшего Черноморского флота, эвакуировавших около 150 тысяч человек. Не
досчитались лишь одного эсминца “Живой”, который, по всей вероятности, погиб во
время шторма.
В Константинополе Черноморский флот 21 ноября приказом его
командующего, вице-адмирала М.А. Кедрова, был реорганизован и переименован в
Русскую эскадру, которая хотя и испытывала недостаток в личном составе, в
топливе и припасах, все же представляла собой внушительную силу. В состав
эскадры входили: новейший линкор “Генерал Алексеев” (бывший “Император Александр
III”), старый броненосец “Георгий Победоносец”, крейсер “Генерал Корнилов” и
вспомогательный крейсер “Алмаз”, 6 эсминцев типа “Новик” (“Гневный”, “Дерзкий”,
“Пылкий”, “Беспокойный”, “Поспешный” и “Цериго”), 4 эсминца более старых типов,
дивизион подводных лодок (“Тюлень”, “Утка”, “Буревестник” и “АГ-22”), 2
канонерские лодки, посыльное судно, тральщики, транспорты, ледоколы, 2
гидрографических судна, плавмастерская “Кронштадт” и база подводных лодок
“Добыча”.
После продолжительных переговоров с представителями Антанты,
отнюдь не заинтересованной в сохранении независимой мощной эскадры, барон
Врангель вынужден был дать письменное обязательство: “Отдавая себе отчет в том,
что Франция - единственная держава, признающая правительство Юга России и
оказавшая ему материальную и моральную помощь, я отдаю мою армию и мой флот и
всех, кто за мной последовал, под ее покровительство. Я рассматриваю также эти
корабли как залог в уплату тех издержек, кои предстоят для оказания первой
помощи, вызываемой текущими событиями”. 8 декабря 1920 года 33 корабля Русской
эскадры с 5200 беженцами покинули Константинополь и 23 декабря пришли в Бизерту
- потерявшую стратегическое значение базу в Тунисе, которую до первой мировой
войны правительство России хотело арендовать для создания там опорного пункта
русских кораблей при их действии против Дарданелл.
Так на далеком африканском берегу возникла русская
военно-морская колония. Новый командующий эскадрой контр-адмирал М.А. Беренс (в
1915-1916 годах командир знаменитого эсминца “Новик”) и его штаб, возглавляемый
контр-адмиралом А.И. Тихменевым, пытались сделать все возможное, чтобы
сохранить дисциплину и некоторую боеспособность кораблей. Моряки собственными
силами отремонтировали линкор, крейсер, три новых эсминца и все подводные лодки.
В старом французском форте Джебель-Кебир разместился Морской корпус, в
последующие годы осуществивший 5 выпусков офицеров (300 человек). Директором
Морского корпуса все это время являлся вице-адмирал А.М. Герасимов. На борту
подводной лодки “Утка” по инициативе ее командира капитана 2 ранга Н.А.
Монастырева даже начал выпускаться журнал “Морской сборник” - один из трех
одноименных журналов, издававшихся в 20-е годы в советской России и за рубежом.
“Георгий Победоносец” был переоборудован под общежитие для офицерских семей. Но
за исключением парусно-паровой баркентины воспитанников Морского корпуса,
французские власти запретили кораблям эскадры выходить в море. Так продолжалось
почти 4 года.
Осенью 1924 года Франция установила дипломатические отношения
с СССР, который потребовал возврата русских кораблей. Французское правительство
согласилось на это при условии признания СССР царских долгов. После отказа
признать долги, эскадру решили расформировать и передать в ведение командира
базы. С заходом солнца 30 октября 1924 года на последних кораблях
Российского Императорского флота были спущены Андреевские флаги, и только через
68 лет, 26 июля 1992 года, они снова взвились над нашими кораблями.
Морской корпус просуществовал до мая 1925 года, а большинство
кораблей Русской эскадры ветшало, и к 1930 году были проданы на металлолом.
Только отлично оборудованной плавмастерской и нескольким транспортам удалось
еще поплавать под иностранными флагами, да 305-мм орудия “Генерала Алексеева”
постреляли в 1944 году по Ла-Маншу из немецкого форта на острове Гернси. Судьба
разбросала моряков Русской эскадры по всему миру. Более тысячи их вернулось по
амнистии 1921 года на Родину и сразу попало в “фильтрационные комиссии”...
Флаг последнего командующего эскадрой контр-адмирала М.А.
Беренса хранится в Нью-Йорке в музее “Общества офицеров Российского
Императорского флота в Америке”, преобразованного в 1953 году из “Общества
бывших русских морских офицеров в Америке”. Первым председателем “Общества” в
1923 году был избран отважный командир подводной лодки “Тюлень” капитан I ранга
М.А. Китицын.
|