Военно-морской флот России


1 сентября 1910 г. Фиумский инцидент

Описание  

 

     
19 августа 1910 года отряд русских кораблей контр-адмирала Н.С. Маньковского в составе линкора “Цесаревич” и крейсеров “Рюрик”, “Богатырь” и “Адмирал Макаров” прибыл на рейд черногорского порта Антивари для участия в праздновании 50-летнего юбилея царствования короля Черногории Николая I. На борту “Цесаревича” находился великий князь Николай Николаевич со свитой. После окончания торжеств отряд отправился в обратный путь, в ходе которого зашел в Фиуме (г. Риека, Хорватия). При подходе к крепости, эскадра произвела положенный салют наций, но ответного приветствия из крепости не последовало. Великий князь со свитой сошли на берег и в этот же день на поезде отправились через Австрию в Россию. К вечеру на рейд Фиуме пришла австро-венгерская эскадра под флагом командующего морскими силами вице-адмирала Монтеккуколи. “Цесаревич” опять произвел положенный салют, и снова ответных выстрелов не прозвучало. Контр-адмирал Маньковский отправился к Монтеккуколи с визитом, но у трапа был встречен флаг-капитаном командующего австро-венгерским флотом, который сообщил, что “командующий принять не может, так как у него гости”. При отходе русского адмирала от флагманского корабля полагающегося по международным правилам салюта произведено не было.

Чаша терпения русских офицеров была переполнена. От “Цесаревича” отошел катер с флаг-капитаном Маньковского, который явился за объяснением происшедших “оскорбительных для Андреевского флага случаев”. Австрийцы пытались объяснить все это досадной оплошностью. С русский стороны потребовали, чтобы завтра с подъемом флага и крепость и эскадра произвели положенный салют. В ответ австрийцы заявили, что крепость салют русскому отряду и его адмиралу произведет, но эскадра этого сделать не может, так как в 4 часа утра (до подъема флагов) должна срочно выйти в море. На это последовал спокойный ответ, что русские корабли не выпустят австро-венгерскую эскадру с рейда без салюта.

На русских кораблях была пробита боевая тревога, орудия зарядили и направили на флагманский австрийский корабль. Крейсер “Рюрик” встал на выходе из бухты. Дважды австрийские представители приезжали к “Цесаревичу” с объяснениями необходимости эскадры выйти рано утром, но контр-адмирал Маньковский был непреклонен.

На рассвете австро-венгерские корабли стали разводить пары, но, увидев, что русский отряд не намерен уступать, а у направленных на них орудий стоит прислуга, они не рискнули двинуться до 8 часов утра. Когда над кораблями обеих эскадр были подняты флаги, с крепости и австро-венгерской эскадры был произведен салют русскому адмиралу. После этого эскадра снялась с якоря и направилась к выходу из бухты. Провожая их, на всех русских кораблях матросы выстроились во фронте, оркестры играли австро-венгерский гимн. В ответ прозвучал русский гимн.

Достоинство России и честь Андреевского флага были защищены, а инцидент - исчерпан. 4 сентября русский отряд покинул Фиуме. 1 ноября на подходе к Кронштадту контр-адмирала Маньковского встречал командующий флотом Балтийского моря Н.О. Эссен. Когда речь зашла об инциденте в Фиуме и риске, которому подверглись русские корабли, Маньковский коротко ответил: “Честь Андреевского флага стоит риска!”.