1 сентября 1910 г. Фиумский инцидент
19 августа 1910 года отряд русских кораблей
контр-адмирала Н.С. Маньковского в составе линкора “Цесаревич” и крейсеров “Рюрик”,
“Богатырь” и “Адмирал Макаров” прибыл на рейд черногорского порта Антивари для
участия в праздновании 50-летнего юбилея царствования короля Черногории Николая
I. На борту “Цесаревича” находился великий князь Николай Николаевич со свитой.
После окончания торжеств отряд отправился в обратный путь, в ходе которого
зашел в Фиуме (г. Риека, Хорватия). При подходе к крепости, эскадра произвела
положенный салют наций, но ответного приветствия из крепости не последовало.
Великий князь со свитой сошли на берег и в этот же день на поезде отправились
через Австрию в Россию. К вечеру на рейд Фиуме пришла австро-венгерская эскадра
под флагом командующего морскими силами вице-адмирала Монтеккуколи. “Цесаревич”
опять произвел положенный салют, и снова ответных выстрелов не прозвучало.
Контр-адмирал Маньковский отправился к Монтеккуколи с визитом, но у трапа был
встречен флаг-капитаном командующего австро-венгерским флотом, который сообщил,
что “командующий принять не может, так как у него гости”. При отходе русского
адмирала от флагманского корабля полагающегося по международным правилам салюта
произведено не было.
Чаша терпения русских офицеров была переполнена. От
“Цесаревича” отошел катер с флаг-капитаном Маньковского, который явился за
объяснением происшедших “оскорбительных для Андреевского флага случаев”.
Австрийцы пытались объяснить все это досадной оплошностью. С русский стороны
потребовали, чтобы завтра с подъемом флага и крепость и эскадра произвели
положенный салют. В ответ австрийцы заявили, что крепость салют русскому отряду
и его адмиралу произведет, но эскадра этого сделать не может, так как в 4 часа
утра (до подъема флагов) должна срочно выйти в море. На это последовал спокойный
ответ, что русские корабли не выпустят австро-венгерскую эскадру с рейда без
салюта.
На русских кораблях была пробита боевая тревога, орудия
зарядили и направили на флагманский австрийский корабль. Крейсер “Рюрик” встал
на выходе из бухты. Дважды австрийские представители приезжали к “Цесаревичу” с
объяснениями необходимости эскадры выйти рано утром, но контр-адмирал
Маньковский был непреклонен.
На рассвете австро-венгерские корабли стали разводить пары,
но, увидев, что русский отряд не намерен уступать, а у направленных на них
орудий стоит прислуга, они не рискнули двинуться до 8 часов утра. Когда над
кораблями обеих эскадр были подняты флаги, с крепости и австро-венгерской
эскадры был произведен салют русскому адмиралу. После этого эскадра снялась с
якоря и направилась к выходу из бухты. Провожая их, на всех русских кораблях
матросы выстроились во фронте, оркестры играли австро-венгерский гимн. В ответ
прозвучал русский гимн.
Достоинство России и честь Андреевского флага были защищены,
а инцидент - исчерпан. 4 сентября русский отряд покинул Фиуме. 1 ноября на
подходе к Кронштадту контр-адмирала Маньковского встречал командующий флотом
Балтийского моря Н.О. Эссен. Когда речь зашла об инциденте в Фиуме и риске,
которому подверглись русские корабли, Маньковский коротко ответил: “Честь
Андреевского флага стоит риска!”.
|