2 сентября 1699 г. Русский корабль впервые вошел в Босфор
После решения Боярской думы “Морским судам быть...”, на
верфях крупных городов на Дону кумпанствами началось массовое строительство
различных кораблей.
На Паньшинской верфи были заложены и весной 1699 года спущены
на воду 4 корабля. 2 из них оказались непригодными для морского плавания, один
немного поплавал по спокойному Азовскому морю, а четвертый, 46-пушеч-ный
корабль “Крепость”, как бы оправдывая свое название, получился прочным, с хорошими мореходными качествами. Именно его Петр выбрал для доставки в
Константинополь чрезвычайного посла, думного дьяка Е.И. Украинцева, для
заключения мирного договора с турецким султаном. Одновременно царь хотел
показать туркам, что у России на юге уже есть большие мореходные военные
корабли.
После завершения подготовительных и ремонтных работ, в
которых самое непосредственное участие принимал царь Петр, 23 июня 1699 года
“Крепость” в составе эскадры адмирала Ф.А. Головина вышла из Азова в Таганрог,
где приняла на борт Украинцева с посольской свитой и 111 солдат Преображенского
полка. Затем с 14 по 18 августа русская эскадра, сопровождаемая самим Петром I,
перешла к турецкой крепости Керчь, запиравшей выход в Черное море. Вначале
турецкий паша не хотел пропускать корабль в Черное море, но когда адмирал
Головин пригрозил ему, что в таком случае русская эскадра сама проводит своих
послов в Константинополь, турки согласились довести “Крепость” в сопровождении
своих кораблей до своей столицы.
28 августа 1699 года первый русский корабль вошел в Черное
море. При слабом ветре сопровождавшие “Крепость” тяжелые турецкие корабли
медленно шли вдоль берега Крыма, а иногда и вовсе останавливались. Такое
движение вызывало сильную досаду у 16 бывалых иностранных моряков, составлявших
костяк команды нашего корабля. (Большинство из них прибыли в Россию из
Голландии, Дании и Швеции по приглашению Петра I и “Великого посольства”).
Поэтому, как только отряд повернул в открытое море и ветер посвежел, капитан
“Крепости” П. Памбург приказал прибавить парусов. Турецкие корабли стали
отставать и вскоре скрылись из виду. Весь дальнейший путь по Черному морю
русский корабль прошел в одиночестве.
Через два дня показался турецкий берег. П. Памбург немного
просчитался при выходе к Босфору, но быстро исправил свою ошибку и в полдень
2 сентября 1699 года без лоцмана “Крепость” вошла в пролив. К вечеру корабль
бросил якорь в трех милях от Константинополя и стал дожидаться отставшие
турецкие корабли. Они появились только через сутки. 7 сентября “Крепости”
разрешено было войти в гавань.
Почти год шли переговоры, закончившиеся подписанием столь нужного России
мирного договора. Не последнюю роль в этом сыграла, стоявшая на виду султанского
дворца, “Крепость”. В июне 1700 года корабль вернулся в Азов, доставив на Родину
из плена 170 русских солдат. В 1709 году Петр I издал указ о сохранении корабля
“для славы, что был в Константинополе”, но в 1711 году при передаче по условиям
Прутского договора туркам Азова старый корабль был оставлен на берегу Дона.
|