7 сентября 1733 г. Образована Донская военная флотилия
Обострение политических разногласий с Турцией в начале
30-х годов XVIII века заставило возобновить строительство кораблей для Дона и
Азовского моря, прекращенное после смерти Петра I. 7 сентября 1733 года
был издан указ Сената о создании Донской флотилии и постройке для нее судов.
Центром судостроения выбрали город Тавров, на стапелях которого еще в петровские
времена было заложено несколько галер и ботов. Работы велись очень активно, и
уже на следующее лето были спущены на воду 15 галер, 15 прамов, несколько
десятков малых судов, а на освободившихся стапелях заложили 20 галер.
Командующим флотилией был назначен опытный военный моряк контр-адмирал П.П.
Бредаль, служивший в российском флоте с 1703 года.
В 1735 году началась война с Турцией, а весной следующего
года к Азову прибыли главные силы русской армии и суда Донской флотилии,
насчитывавшей к этому времени 9 больших 44-пушечных и 6 малых 8-пушечных прамов,
35 галер и 29 малых судов. Началась осада крепости. Турция прислала на помощь
гарнизону отряд кораблей, но из-за мелководья они не смогли войти в устье Дона,
а Донская флотилия не допустила перевозки подкреплений в крепость на гребных
судах. Не выполнив своей задачи, отряд турецких кораблей ушел, после чего 19
июня 1736 года гарнизон Азова капитулировал.
В следующем году Донская флотилия прикрывала приморский фланг
русской армии генерал-фельдмаршала П.П. Ласси, снабжала ее припасами, перевозила
войска, высаживала десанты и вела обстрелы прибрежных укреплений. В июне -
августе 1737 года флотилия Бредаля и береговые батареи отразили несколько
попыток турецких кораблей высадить десанты. В эти дни совершил подвиг командир
мортирного бота П. Дефремери, взорвавший бот вместе с собой и окружившими его
турецкими галерами. Только с наступлением холодов флотилия возвратилась в Азов
для зимней стоянки.
В апреле 1738 года флотилия начала новую кампанию с перевозки
грузов и пополнения для армии фельдмаршала Ласси. В начале июня 16 турецких
кораблей попытались окружить суда Донской флотилии у Федотовой косы, но моряки
прорыли через узкий перешеек на косе ров и вывели корабли из-под удара. Турки
заметили этот маневр и вновь загородили путь кораблям Бредаля. 15 июня
вице-адмирал П.П. Бредаль приказал вытащить лодки на отмель, орудия с них снять
и установить на берегу. 18 и 19 июня огнем этих орудий были сорваны попытки
турецких кораблей приблизиться к лежащим на берегу русским судам. Но несмотря на
героизм моряков, дни флотилии были сочтены. Не имея возможности прорвать
блокаду, 15 июля было принято решение “консилиума” морских офицеров о сожжении
судов и возвращении в Азов по суше. В тот же день лодки были сожжены, а пушки,
боеприпасы и провизия доставлены в Азов. 15 октября 1739 года, после заключения
с Турцией мирного договора, Донская флотилия была расформирована.
С началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов Донская
(Азовская) флотилия была воссоздана. В феврале 1769 года в Таганрог прибыл
контр-адмирал А.Н. Сенявин, которому Адмиралтейств-коллегия поручила возглавить
строительство кораблей для флотилии, а затем принять над ними командование. Для
действия по мелководному Азовскому морю А.Н. Сенявиным и вице-адмиралом Г.А.
Спиридовым были предложены проекты “новоизобретенных” судов, имевших плоское
дно, малую осадку, но хорошо вооруженных 12 – 16 пушками 6-ти и 12-фунтового
калибра. Строительство “новоизобретенных” судов было начато в Павловске и на
Икорецкой верфи. В Таганроге и Таврове для флотилии строились прамы,
дубель-шлюпки и казачьи лодки.
За исключительные заслуги в деле строительства флотилии А.Н.
Сенявину 4 июня 1769 года было присвоено звание вице-адмирала, а к концу этого
же месяца первые 5 44-пушечных прамов возрожденной флотилии спустились по Дону к
Азову. Сразу 220 пушек прикрыли крепость с моря.
1769 и 1770 годы прошли в тяжелой и напряженной работе по
строительству кораблей флотилии. К осени 1770 года в ее состав входило 10
“новоизобретенных” кораблей и 2 бомбардирских судна. 20 сентября 1770 года в
устье Хопра были заложены первые два 32-пушечных фрегата будущего Азовского
флота. 17 мая 1771 года вице-адмирал А.Н. Сенявин поднял свой флаг на корабле
“Хотин” и во главе флотилии вышел в Азовское море. Вскоре флотилия Сенявина
перешла на рейды Керчи и Еникале, оставленные турецкими войсками. 5 августа 1771
года 4 “новоизобретенных” корабля под командованием капитана I ранга Сухотина
вышли в Черное море. Руководимые вице-адмиралом Сенявиным и капитанами I ранга
Сухотиным и Кингсбергеном, корабли флотилии участвовали в сражениях с турецкими
кораблями у Суджук-Кале, у Балаклавы, у берегов Тамани, в устье Кубани и всюду
одерживали победы.
За зиму 1773-1774 годов флотилия пополнилась еще 3 фрегатами,
2 галиотами и 2 палубными ботами, и к лету 1774 года представляла из себя
грозную силу. 28 июня 1774 года в Керченском проливе произошло последнее морское
сражение этой войны. 10 июля в небольшой деревушке Кучук-Кайнарджи был подписан
мирный договор, по которому все Азовское море оставалось за Россией. Кроме того,
Россия получала права свободного торгового плавания по Черному и Мраморному
морям, а Турция отказывалась от своих прав на Крым и Кубань. В 1783 году
флотилия была расформирована, а большая часть ее кораблей составила основу,
созданного в мае этого же года, Черноморского флота.
Третий раз Донская флотилия была возрождена в марте 1919 года
для содействия войскам Южного фронта Красной армии в боях против белогвардейских
частей генерала А. Деникина. Состояла она из 2 канонерских лодок, 4 вооруженных
пароходов, 6 сторожевых катеров и нескольких вспомогательных судов. В конце июня
1919 года в связи с утратой районов базирования флотилия была временно
расформирована и вновь создана в марте 1920 года под названием Доно-Азовской
военной флотилии. Ее корабли обороняли устье Дона и Таганрогский залив,
перевозили десанты и поддерживали огнем войска. После окончания боевых действий
летом 1921 года флотилия была расформирована.
С началом Великой Отечественной войны для содействия войскам
9-й и 56-й армий, оборонявшим Таганрог, Ростов-на-Дону и устье Дона, был
сформирован Отдельный Донской отряд Азовской военной флотилии (1 монитор, 3
вооруженных парохода, 8 бронекатеров и 9 полуглиссеров). Командиром отряда был
назначен капитан I ранга С.Ф. Белоусов. С выходом немецких войск к этим рубежам
часть кораблей отряда перешла на Кубань, остальные были уничтожены.
|