9 сентября 1827 г. Родился генерал-адмирал Вел. кн. К.Н.
Романов
Указом
императора Николая I от 22 августа 1831 года второй его сын, царевич Константин,
в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота и шефом
Гвардейского экипажа. Этим указом данное звание ему не присваивалось, а оно лишь
определяло его будущее предназначение к военно-морской службе и руководству
флотом. С этой же целью его наставником и воспитателем в 1832-1853 годах стал
известный мореплаватель и ученый вице-адмирал Ф.П. Литке. Отец строго следил,
чтобы присвоение сыну очередного звания служило поощрением успехов в образовании
и освоении морского дела. Первый офицерский чин мичмана царевич Константин
получил в 7 лет после первого плавания по Финскому заливу на бриге “Улисс”, а через 10 лет Константин в
чине капитана 2 ранга уходит в первое заграничное плавание. В 1846 году на
пароходофрегате плавает по Средиземному морю. По возвращении в Санкт-Петербург
его производят в капитаны I ранга и назначают командиром фрегата “Паллада”, на
котором Константин Николаевич неоднократно выходит в Балтийское море и к берегам
Англии. В 1847 году Великий князь получает чин контр-адмирала, а в 1849 году за
участие в боевых действиях в Венгрии - орден Святого Георгия 4-й степени. В 1850
году 23-летний Великий князь приступает к государственной службе. Он был
назначен членом Государственного совета, председателем Временного комитета по
морской артиллерии и Комитета по пересмотру морских уставов. В 1852 году
Константин Николаевич становится товарищем (заместителем) начальника Главного
морского штаба и производится в вице-адмиралы. С 1855 года он адмирал, начальник
флота и Морского ведомства. Обладая среди моряков большим авторитетом,
Константин Николаевич в короткий срок сумел поднять дух личного состава флота
после Крымской войны.
В это тяжелое для России и ее флота время Константин
Николаевич проявил себя сторонником серьезных реформ в Морском ведомстве. По его
инициативе на широкое обсуждение специалистов были вынесены проекты новых
уставов, закрепляющих переход от парусного к паровому броненосному флоту. Уставы
после учета многих замечаний были приняты. По поручению Великого князя
российские представители за границей постоянно посылали в Морское ведомство
сведения о зарубежных достижениях в кораблестроении. Он способствовал
организационным и техническим преобразованиям в Морском ведомстве, развитию
парового военного флота, поддерживал передовых военно-морских ученых и
специалистов. Благодаря его деятельности менее чем за два года флот пополнился
75 винтовыми канонерскими лодками, 14 винтовыми корветами, началось
строительство 9 винтовых линейных кораблей. При нем были приняты современные
образцы вооружения и реконструированы под выпуск самых современных кораблей
Кронштадтское и Петербургское адмиралтейства, а также Ижорский завод. Константин
Николаевич усовершенствовал системы подготовки кадров и учебно-боевой
подготовки, комплектования экипажей и прохождения службы, отменил телесные
наказаний. В эти годы большое внимание уделялось развитию морской науки и
образования, широко практиковалось командирование специалистов для изучения
опыта военно-морского строительства в Европе и США, привлечение лучших научных и
педагогических сил в военно-морские учебные заведения и в редакцию журнала
“Морской сборник”, деятельность которого Великий князь всегда поддерживал.
Одновременно Константина Николаевича неоднократно привлекали
к выполнению ответственных внешнеполитических поручений. Он представлял Россию
на дипломатических встречах, а после заключения Парижского мирного договора 1856
года способствовал определению новой внешней ориентации государства. Оставаясь
руководителем Российского флота, он плодотворно работал на других постах, в
частности по разработке законодательных актов по отмене крепостного права и
реформе судебной системы. Возглавлял Императорское Русское географическое
общество.
При всей своей загруженности находил время для плавания. В
1858-1859 годах Константин Николаевич совершил на пароходофрегате “Гремящий”
переход из Балтийского в Средиземное море вокруг Европы, посетил ряд государств,
где внимательно ознакомился с опытом решения задач внешней и внутренней
политики, строительства флота. В 1863 году по его инициативе в срочном порядке
была создана подвижная оборона Кронштадта и Санкт-Петербурга с использованием
броненосных канонерских лодок и мониторов. Это ему принадлежит замысел посылки в
сентябре 1863 года к берегам Америки двух русских эскадр контр-адмиралов С.С.
Лесовского и А.А. Попова, блестяще предотвративший новый конфликт с Англией и
Францией. И в этот же год в состав флота входит первый броненосный корабль
“Первенец”. В 1865 году отряд низкобортных мониторов с целью проверки их
мореходных качеств под генерал-адмиральским флагом успешно совершил очень
рискованное плавание в Швецию. Реконструированная стараниями Константина
Николаевича судостроительная база и подготовленные кадры позволили уже в 1877
году собственными силами создать лучший, по тому времени, в мире броненосец
“Петр Великий”. В эти годы резко повышается престиж службы морского офицера.
В 1865-1881 годах Великий князь являлся председателем
Государственного совета. После гибели в 1881 году брата, императора Александра
II, и усиления реакционных тенденций в правительстве Александра III, Константин
Николаевич отошел от политической деятельности и управления флотом и, оставаясь
в почетном звании генерал-адмирала, целиком сосредоточился на работе в
Географическом обществе.
Скончался Великий князь Константин Николаевич Романов 13 января 1892 года. И
хотя могила его в Петропавловском соборе не сохранилась, в отечественной истории
он остался как талантливый государственный деятель, видный реформатор и
преданный российскому флоту человек.
|