Военно-морской флот России


9 сентября 1827 г. Родился генерал-адмирал Вел. кн. К.Н. Романов

Описание Фотографии

 

     
Указом императора Николая I от 22 августа 1831 года второй его сын, царевич Константин, в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом российского флота и шефом Гвардейского экипажа. Этим указом данное звание ему не присваивалось, а оно лишь определяло его будущее предназначение к военно-морской службе и руководству флотом. С этой же целью его наставником и воспитателем в 1832-1853 годах стал известный мореплаватель и ученый вице-адмирал Ф.П. Литке. Отец строго следил, чтобы присвоение сыну очередного звания служило поощрением успехов в образовании и освоении морского дела. Первый офицерский чин мичмана царевич Константин получил в 7 лет после первого плавания по Финскому заливу на бриге “Улисс”, а через 10 лет Константин в чине капитана 2 ранга уходит в первое заграничное плавание. В 1846 году на пароходофрегате плавает по Средиземному морю. По возвращении в Санкт-Петербург его производят в капитаны I ранга и назначают командиром фрегата “Паллада”, на котором Константин Николаевич неоднократно выходит в Балтийское море и к берегам Англии. В 1847 году Великий князь получает чин контр-адмирала, а в 1849 году за участие в боевых действиях в Венгрии - орден Святого Георгия 4-й степени. В 1850 году 23-летний Великий князь приступает к государственной службе. Он был назначен членом Государственного совета, председателем Временного комитета по морской артиллерии и Комитета по пересмотру морских уставов. В 1852 году Константин Николаевич становится товарищем (заместителем) начальника Главного морского штаба и производится в вице-адмиралы. С 1855 года он адмирал, начальник флота и Морского ведомства. Обладая среди моряков большим авторитетом, Константин Николаевич в короткий срок сумел поднять дух личного состава флота после Крымской войны.

В это тяжелое для России и ее флота время Константин Николаевич проявил себя сторонником серьезных реформ в Морском ведомстве. По его инициативе на широкое обсуждение специалистов были вынесены проекты новых уставов, закрепляющих переход от парусного к паровому броненосному флоту. Уставы после учета многих замечаний были приняты. По поручению Великого князя российские представители за границей постоянно посылали в Морское ведомство сведения о зарубежных достижениях в кораблестроении. Он способствовал организационным и техническим преобразованиям в Морском ведомстве, развитию парового военного флота, поддерживал передовых военно-морских ученых и специалистов. Благодаря его деятельности менее чем за два года флот пополнился 75 винтовыми канонерскими лодками, 14 винтовыми корветами, началось строительство 9 винтовых линейных кораблей. При нем были приняты современные образцы вооружения и реконструированы под выпуск самых современных кораблей Кронштадтское и Петербургское адмиралтейства, а также Ижорский завод. Константин Николаевич усовершенствовал системы подготовки кадров и учебно-боевой подготовки, комплектования экипажей и прохождения службы, отменил телесные наказаний. В эти годы большое внимание уделялось развитию морской науки и образования, широко практиковалось командирование специалистов для изучения опыта военно-морского строительства в Европе и США, привлечение лучших научных и педагогических сил в военно-морские учебные заведения и в редакцию журнала “Морской сборник”, деятельность которого Великий князь всегда поддерживал.

Одновременно Константина Николаевича неоднократно привлекали к выполнению ответственных внешнеполитических поручений. Он представлял Россию на дипломатических встречах, а после заключения Парижского мирного договора 1856 года способствовал определению новой внешней ориентации государства. Оставаясь руководителем Российского флота, он плодотворно работал на других постах, в частности по разработке законодательных актов по отмене крепостного права и реформе судебной системы. Возглавлял Императорское Русское географическое общество.

При всей своей загруженности находил время для плавания. В 1858-1859 годах Константин Николаевич совершил на пароходофрегате “Гремящий” переход из Балтийского в Средиземное море вокруг Европы, посетил ряд государств, где внимательно ознакомился с опытом решения задач внешней и внутренней политики, строительства флота. В 1863 году по его инициативе в срочном порядке была создана подвижная оборона Кронштадта и Санкт-Петербурга с использованием броненосных канонерских лодок и мониторов. Это ему принадлежит замысел посылки в сентябре 1863 года к берегам Америки двух русских эскадр контр-адмиралов С.С. Лесовского и А.А. Попова, блестяще предотвративший новый конфликт с Англией и Францией. И в этот же год в состав флота входит первый броненосный корабль “Первенец”. В 1865 году отряд низкобортных мониторов с целью проверки их мореходных качеств под генерал-адмиральским флагом успешно совершил очень рискованное плавание в Швецию. Реконструированная стараниями Константина Николаевича судостроительная база и подготовленные кадры позволили уже в 1877 году собственными силами создать лучший, по тому времени, в мире броненосец “Петр Великий”. В эти годы резко повышается престиж службы морского офицера.

В 1865-1881 годах Великий князь являлся председателем Государственного совета. После гибели в 1881 году брата, императора Александра II, и усиления реакционных тенденций в правительстве Александра III, Константин Николаевич отошел от политической деятельности и управления флотом и, оставаясь в почетном звании генерал-адмирала, целиком сосредоточился на работе в Географическом обществе.

Скончался Великий князь Константин Николаевич Романов 13 января 1892 года. И хотя могила его в Петропавловском соборе не сохранилась, в отечественной истории он остался как талантливый государственный деятель, видный реформатор и преданный российскому флоту человек.