13 сентября 1838 г. Испытано первое судно с электродвигателем
В 1834 году немецкий физик и электротехник Мориц Герман
Якоби изобрел первый практический электродвигатель. На следующий год он
переехал в Россию, в город Дерпт (Тарту), где принял имя Борис Семенович и
продолжил свои работы по совершенствованию конструкции электродвигателя и
применению электричества в военном деле и морском транспорте.
В 1837 году Якоби приглашают в Санкт-Петербург работать над
“применением электромагнетизма к движению судов”. Для организации этих работ
была создана специальная комиссия, которую возглавил вице-адмирал И.Ф.
Крузенштерн. На следующий год Якоби предпринял первую попытку оснащения
небольшого судна электрической силовой установкой. Это был 8-весельный барказ,
на который был установлен один из электродвигателей Б.С. Якоби мощностью 1 л.с.
Двигатель был подключен к гальванической батарее и приводил во вращение гребные
колеса.
13 сентября 1838 года в присутствии комиссии первый в
мире электроход Якоби прошел первые успешные испытания на Неве. Крузенштерн
писал в своем донесении министру просвещения: “В противность первоначальному
плану, по которому предложено было производить опыты на тихой воде, удалось
совершить плавание на самой Неве и даже против течения”. Отметив огромное
значение изобретения, комиссия обратила внимание на весьма малую скорость судна
- менее 1,5 уз. Одновременно было сделано правильное заключение, что дело не в
принципе электродвижения, а в низкой эффективности колесного движителя, малой
мощности одного из первых образцов электродвигателя и недостаточной емкости
источников тока. На заседании комиссии кораблестроитель штабс-капитан С.О.
Бурачек предложил заменить на электроходе гребные колеса водометным движителем,
который он называл “сквозным водопротоком”. Комиссия одобрила это предложение,
но его так и не реализовали.
В последующие годы академик Санкт-Петербургской Академии наук
Б.С. Якоби создал для русской армии и флота несколько типов телеграфных
аппаратов (в том числе первый буквопечатающий), а также якорные гальваноударные
и гальванические мины и возглавлял научное руководство по их внедрению на флоте.
|