Военно-морской флот России


14 сентября 1902 г. В состав флота вошла подлодка “Дельфин”

Описание Фотографии

 

     
Весной 1901 года по заданию Морского технического комитета инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов, преподаватель минного офицерского класса капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев и инженер-механик флота И.С. Горюнов разработали проект первой русской боевой подводной лодки водоизмещением 113 тонн. По соображениям сохранения секретности, проект получил обозначение “Миноносец № 113”. Лодка была заложена в сентябре 1901 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. 14 сентября 1902 года ее зачислили в состав Балтийского флота. По вине немецких и французских поставщиков бензинового и электрического двигателей для гребного вала, а также аккумуляторных батарей постройка лодки затянулась, и только в 1903 году начались ее испытания. В сентябре 1903 лодка была переименована в “Миноносец № 150”, а 5 июня 1904 года она была названа “Дельфин” и вступила в строй. “Дельфин” стал первой подводной лодкой, поднявшей Андреевский флаг. Подводное водоизмещение лодки составляло 135,5 т, надводное - 113 т, скорость под водой - 4,5 узлов, в надводном положении - 9 узлов, дальность плавания - соответственно 28 миль и 243 мили. Глубина погружения 50 м. Длина лодки была 19,25 м, ширина - 3,56 м, осадка - 3,2 м. Вооружение: 2 бортовых решетчатых торпедных аппарата конструкции С.К. Джевецкого и 1 пулемет. В качестве двигателя для подводного плавания использовались 2 электромотора мощностью по 64 л.с., для надводного хода - бензиновый мотор конструкции Б.Г. Луцкого мощностью 300 л.с. Экипаж состоял из 20 человек. По ряду показателей лодка превосходила иностранные образцы. Вместо обычного гребного винта у нее был винт регулируемого шага. Удачные испытания лодки доказали возможность самостоятельной постройки подводных лодок на отечественных заводах, и 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку первой серийной подводной лодки типа “Касатка”, явившейся развитием лодки “Дельфин”.

16 июня 1904 года, имея на борту 39 человек из обучающихся экипажей новых лодок, “Дельфин” затонул на Неве у достроечной стенки завода. Причиной аварии  послужили несовершенство системы погружения и ошибка командира лодки лейтенанта А.Н. Черкасова, опоздавшего с закрытием люка рубки. Спастись удалось 2 офицерам и 12 матросам. А.Н. Черкасов погиб, спасая своих подчиненных, хотя мог одним из первых покинуть тонущую лодку. Вскоре лодку подняли и после ремонта вновь ввели в строй. В декабре на специальном транспортере была перевезена по железной дороге во Владивосток и во время русско-японской войны несла дозорную службу вместе с еще 9 подводными лодками, также переправленными с Балтики. Появление этих лодок, еще далеких от совершенства и полуэкспериментальных, оказало сильное психологическое воздействие на японский флот, не решившийся на осуществление тесной морской блокады Владивостока.

4 мая 1905 года “Дельфин” под командованием лейтенанта Г.С. Завойко возвратился в порт из боевого похода для устранения неполадок в системе управления. На следующий день при неосторожном обращении с огнем одного из матросов на лодке произошел взрыв паров бензина, и она затонула во Владивостокском порту. С большими трудностями ее удалось поднять и поставить на ремонт.

В 1909 году лодка прошла капитальный ремонт. В 1916 году она была доставлена по железной дороге в Архангельск и зачислена в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 26 апреля 1917 года выброшена на берег Кольского залива во время шторма. 23 августа 1917 года исключена из состава флотилии Северного Ледовитого океана. После гражданской войны корпус первой боевой подводной лодки российского флота был передан Беломорской партии ЭПРОН, а позднее разобран на металл.