16 сентября 1955 г. Первый пуск баллистической ракеты с
российской подводной лодки
Одновременно со строительством первых образцов подводных
лодок послевоенного поколения начались работы по созданию для них новых типов
вооружения, в первую очередь ракетного. Особенности подводной лодки, как
аппарата движущегося в двух средах, накладывали суровые требования на хранение,
транспортировку, подготовку и применение ракетного оружия, тем более что
некоторые из них должны были нести ядерные заряды. В начале 50-х годов по
проекту ОКБ-1 (НИИ-88), возглавляемого академиком С.П. Королевым, в сжатые
сроки на базе оперативно-тактической ракеты “Р-11” была создана первая морская
баллистическая ракета “Р-11ФМ” с дальностью стрельбы 150 км. На Северном
машиностроительном предприятии под размещение двух таких ракет была
модернизирована большая дизельная торпедная подводная лодка “Б-67” 661 проекта.
Первое в мире испытание этой стратегической ракеты морского
базирования было проведено 16 сентября 1955 года на полигоне в Белом
море с борта подводной лодки “Б-67” (командир капитан 2 ранга Ф.И. Козлов),
находившейся в надводном положении. После этого было принято решение об
аналогичном переоборудовании пяти лодок 661 проекта.
10 октября 1957 года на Новоземельском полигоне с подводной
лодки “С-144” 613 проекта был произведен боевой пуск первой отечественной
торпеды “Т-5” с ядерным зарядом, в результате которого были потоплены 2 эсминца,
2 тральщика и 2 подводные лодки. Командир “С-144” Г.В. Лазарев был награжден
орденом Ленина.
В это же период с дооборудованных дизельных подводных лодок
проекта “613” (командиры В.А. Евдокимов и В.К. Коробов) были проведены из
надводного положения первые пуски крылатых ракет “П-5” из уникальных
транспортно-пусковых контейнеров. Контейнеры были герметичные и заполненные
азотом, поэтому ракета в нем не зависела от состояния внешней среды. Дальность
ее полета была 550 км, что в 3 раза больше чем у “Р-11ФМ”. Фугасная боевая часть
ракеты имела массу 800 - 1000 кг, а ядерная боевая часть имела тротиловый
эквивалент 200, а затем 650 килотонн. Первые два пуска ракет “П-5” с подводной
лодки “С-146” были проведены также в Белом море 22 и 29 ноября 1957 года. Всего
к 1959 году был проведен 21 испытательный пуск крылатых ракет “П-5”, после чего
комплекс был принят на вооружение. 10 сентября 1960 года с лодки “Б-67” проекта
ПВ-611 (командир лодки В.К. Коробов) был выполнен первый в СССР успешный
подводный пуск баллистической ракеты по боевому полигону. 20 октября 1961 года с
лодки “К-102” (командир Г.И. Каймак) была проведена первая и единственная боевая
стрельба ракетой “Р-13” с СБЧ по полигону на Новой Земле. На корабельном
ракетном комплексе “Р-13” был впервые использован отделяемый боевой блок.
24 февраля 1962 года с борта “К-142” (командир лодки С.И.
Бочкин) состоялся первый пуск баллистической ракеты “Р-21”, специально созданной
для подводного старта. Дальность полета ракеты составляла уже 1400 км. В декабре
1963 года с первого атомного подводного ракетоносца “К-19” проекта 658М (командир
лодки В.А. Ваганов) был осуществлен трехракетный залп “Р-21”.
В 1968 году закончилось создание серии из 15 единиц дизельных
подводных лодок проекта “651” с 4 пусковыми установками крылатых ракет “П-6” и
22 единиц дизельных лодок проектов “629” и “629а” с 3 пусковыми установками
ракет “Р-21”. Эти лодки стали последними дизельными подводными лодками, на
которых размещалось оперативно-тактическое и стратегическое ракетное оружие.
В 1968 году на вооружение подводных лодок была принята ракета
“Р-27” (“РСМ-25” по договору ОСВ-2) с дальностью полета 3000 км, а в 1974 году -
двухступенчатая межконтинентальная “Р-29” (“РСМ-40”), дополнительно оснащенная
ложными целями для преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника. В 1979
году на вооружение подводных лодок проекта 667БДР была принята новая межконтинентальная ракета “Р-29Р” (“РСМ-50”), на которой могла быть
установлена разделяющаяся головная часть с 3 или 7 боевыми блоками со
средствами преодоления ПРО.
В 1981-1982 годах были проведены первые ракетные стрельбы из
подледного положения и почти одновременно первые пуски стратегических крылатых
ракет. В 1983 году на флот поступили первые межконтинентальные ракеты “Р-39”
(“РСМ-52”) с более компактным и безопасным твердотопливным двигателем. Хотя
стартовый вес ракеты составлял 90 тонн, на лодках 941 проекта “Тайфун” можно
разместить 20 таких ракет. Каждая ракета оснащена семиблочной головной частью. В
1986 году на вооружение лодок проекта 667 БДРМ была принята межконтинентальная
ракета “Р-29РМ” (“РСМ-54”) с оригинальным трехступенчатым жидкостным двигателем.
По соотношению дальности полета, стартовой и забрасываемой массами “РСМ-54”
стала в своем классе самой совершенной в мире.
В 1987 году первые ракетные пуски были осуществлены из района
Северного полюса. 6 августа 1991 года был проведен первый залповый пуск всех 16
ракет “РСМ-54” с лодки “К-407” проекта 667 БДРМ (командир С.А. Егоров). 7 июля
1998 года с этой же лодки (в 1997 году она получила имя “Новомосковск”) ракетой
“Штиль-1”, созданной на базе ракеты “РСМ-54”, из-под воды был впервые запущен в
космос немецкий искусственный спутник телевизионной связи “TubSat-N”. В
настоящее время для строящейся подводной лодки проекта 955 “Юрий Долгорукий”
разрабатывается новый ракетный комплекс с морскими баллистическими ракетами,
созданными на базе стратегической ракеты “Тополь-М”.
|