Военно-морской флот России


16 сентября 1955 г. Первый пуск баллистической ракеты с российской подводной лодки

Описание  

 

     
Одновременно со строительством первых образцов подводных лодок послевоенного поколения начались работы по созданию для них новых типов вооружения, в первую очередь ракетного. Особенности подводной лодки, как аппарата движущегося в двух средах, накладывали суровые требования на хранение, транспортировку, подготовку и применение ракетного оружия, тем более что некоторые из них должны были нести ядерные заряды. В начале 50-х годов по проекту ОКБ-1 (НИИ-88), возглавляемого академиком С.П. Королевым, в сжатые сроки на базе оперативно-тактической ракеты “Р-11” была создана первая морская баллистическая ракета “Р-11ФМ” с дальностью стрельбы 150 км. На Северном машиностроительном предприятии под размещение двух таких ракет была модернизирована большая дизельная торпедная подводная лодка “Б-67” 661 проекта.

Первое в мире испытание этой стратегической ракеты морского базирования было проведено 16 сентября 1955 года на полигоне в Белом море с борта подводной лодки “Б-67” (командир капитан 2 ранга Ф.И. Козлов), находившейся в надводном положении. После этого было принято решение об аналогичном переоборудовании пяти лодок 661 проекта.

10 октября 1957 года на Новоземельском полигоне с подводной лодки “С-144” 613 проекта был произведен боевой пуск первой отечественной торпеды “Т-5” с ядерным зарядом, в результате которого были потоплены 2 эсминца, 2 тральщика и 2 подводные лодки. Командир “С-144” Г.В. Лазарев был награжден орденом Ленина.

В это же период с дооборудованных дизельных подводных лодок проекта “613” (командиры В.А. Евдокимов и В.К. Коробов) были проведены из надводного положения первые пуски крылатых ракет “П-5” из уникальных транспортно-пусковых контейнеров. Контейнеры были герметичные и заполненные азотом, поэтому ракета в нем не зависела от состояния внешней среды. Дальность ее полета была 550 км, что в 3 раза больше чем у “Р-11ФМ”. Фугасная боевая часть ракеты имела массу 800 - 1000 кг, а ядерная боевая часть имела тротиловый эквивалент 200, а затем 650 килотонн. Первые два пуска ракет “П-5” с подводной лодки “С-146” были проведены также в Белом море 22 и 29 ноября 1957 года. Всего к 1959 году был проведен 21 испытательный пуск крылатых ракет “П-5”, после чего комплекс был принят на вооружение. 10 сентября 1960 года с лодки “Б-67” проекта ПВ-611 (командир лодки В.К. Коробов) был выполнен первый в СССР успешный подводный пуск баллистической ракеты по боевому полигону. 20 октября 1961 года с лодки “К-102” (командир Г.И. Каймак) была проведена первая и единственная боевая стрельба ракетой “Р-13” с СБЧ по полигону на Новой Земле. На корабельном ракетном комплексе “Р-13” был впервые использован отделяемый боевой блок.

24 февраля 1962 года с борта “К-142” (командир лодки С.И. Бочкин) состоялся первый пуск баллистической ракеты “Р-21”, специально созданной для подводного старта. Дальность полета ракеты составляла уже 1400 км. В декабре 1963 года с первого атомного подводного ракетоносца “К-19” проекта 658М (командир лодки В.А. Ваганов) был осуществлен трехракетный залп “Р-21”.

В 1968 году закончилось создание серии из 15 единиц дизельных подводных лодок проекта “651” с 4 пусковыми установками крылатых ракет “П-6” и 22 единиц дизельных лодок проектов “629” и “629а” с 3 пусковыми установками ракет “Р-21”. Эти лодки стали последними дизельными подводными лодками, на которых размещалось оперативно-тактическое и стратегическое ракетное оружие.

В 1968 году на вооружение подводных лодок была принята ракета “Р-27” (“РСМ-25” по договору ОСВ-2) с дальностью полета 3000 км, а в 1974 году - двухступенчатая межконтинентальная “Р-29” (“РСМ-40”), дополнительно оснащенная ложными целями для преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника. В 1979 году на вооружение подводных лодок проекта 667БДР была принята новая межконтинентальная ракета “Р-29Р” (“РСМ-50”), на которой могла быть установлена разделяющаяся головная часть с 3 или 7 боевыми блоками со средствами преодоления ПРО.

В 1981-1982 годах были проведены первые ракетные стрельбы из подледного положения и почти одновременно первые пуски стратегических крылатых ракет. В 1983 году на флот поступили первые межконтинентальные ракеты “Р-39” (“РСМ-52”) с более компактным и безопасным твердотопливным двигателем. Хотя стартовый вес ракеты составлял 90 тонн, на лодках 941 проекта “Тайфун” можно разместить 20 таких ракет. Каждая ракета оснащена семиблочной головной частью. В 1986 году на вооружение лодок проекта 667 БДРМ была принята межконтинентальная ракета “Р-29РМ” (“РСМ-54”) с оригинальным трехступенчатым жидкостным двигателем. По соотношению дальности полета, стартовой и забрасываемой массами “РСМ-54” стала в своем классе самой совершенной в мире.

В 1987 году первые ракетные пуски были осуществлены из района Северного полюса. 6 августа 1991 года был проведен первый залповый пуск всех 16 ракет “РСМ-54” с лодки “К-407” проекта 667 БДРМ (командир С.А. Егоров). 7 июля 1998 года с этой же лодки (в 1997 году она получила имя “Новомосковск”) ракетой “Штиль-1”, созданной на базе ракеты “РСМ-54”, из-под воды был впервые запущен в космос немецкий искусственный спутник телевизионной связи “TubSat-N”. В настоящее время для строящейся подводной лодки проекта 955 “Юрий Долгорукий” разрабатывается новый ракетный комплекс с морскими баллистическими ракетами, созданными на базе стратегической ракеты “Тополь-М”.