Военно-морской флот России


17 сентября 1885 г. Капитан I ранга С.О. Макаров назначен командиром корвета “Витязь”

Описание Фотографии

 

     
В 1885 году на верфи Галерного острова Санкт-Петербурга для Балтийского флота был построен парусно-винтовой корвет водоизмещением 2950 т, длиной 80,8 м, шириной 13,7 м и осадкой 5,5 м. Паровые машины мощностью 2700 л. с. позволяли корвету развить скорость 14 узлов. Вооружение корабля состояло из 10 152-мм, 4 87-мм и 10 47-мм пушек. Экипаж должен был состоять из 372 человек. Руководил его строительством известный кораблестроитель П.А. Титов. Свое название, “Витязь”, новый корабль унаследовал от корвета, совершившего в 1870-1871 годах кругосветное плавание, в ходе которого доставил известного ученого Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, а в 1882 году получившего новое имя “Скобелев”.

17 сентября 1885 года командиром нового “Витязя” был назначен действительный член Русского географического общества капитан I ранга С.О. Макаров. Командование собиралось направить корвет в кругосветное плавание для обеспечения политических интересов Российской империи, а также для проведения океанографических исследований, поэтому кандидатура опытного моряка и талантливого ученого С.О. Макарова как нельзя лучше соответствовала выполнению этих задач.

В зимой 1885-1886 годов на корвете, стоявшем в устье замершей Невы, проводилась подготовка к длительной экспедиции, которая должна была быть первой после многолетнего перерыва в кругосветных плаваниях русских кораблей, вызванного прекращением деятельности Российско-Американской компании.

В середине 1886 года “Витязь” покинул кронштадтский рейд и взял курс к берегам Англии. После непродолжительной стоянки в Портсмуте корвет перешел в Лиссабон, а затем вышел на просторы Атлантики, миновал Магелланов пролив и вошел в воды Тихого океана. 13 апреля 1887 года “Витязь” прибыл в Иокогаму, где присоединился к российской Тихоокеанской эскадре. В сентябре этого же года корвет отправился в отдельное плавание для проведения гидрографических работ, перевозок грузов и осмотра портов.

11 декабря 1888 года Макаров направил свой корабль из японского порта Нагасаки в обратный путь на Балтику. Пройдя Тихий, Индийский и Атлантический океаны, Красное, Средиземное, Северное и Балтийское моря, 25 июня 1889 года “Витязь” возвратился в Кронштадт. Во время плавания, продолжавшегося в общей сложности 993 дня, корвет прошел 60 тысяч миль (около 26 тысяч под парусами и 34 тысячи с использованием паровых машин). Во время плавания по инициативе С.О. Макарова было собрано большое количество ценного научного материала, который затем он обобщил в двухтомной монографии “Витязь” и Тихий океан”, удостоенной премии Российской Академии наук и золотой медали.

1 января 1890 года за отличие по службе С.О. Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского моря. В феврале 1892 года “Витязь” переклассифицировали в крейсер I ранга, а в 1893 году он разбился на каменной гряде в проливе Невельского.

Научные исследования, проведенные на “Витязе”, получили международное признание. Имя корвета начертано на фронтоне Океанографического музея в Монако в числе 20 других судов, внесших крупный вклад в изучение Мирового океана.