17 сентября 1885 г. Капитан I ранга С.О. Макаров назначен
командиром корвета “Витязь”
В 1885 году на верфи Галерного острова Санкт-Петербурга
для Балтийского флота был построен парусно-винтовой корвет водоизмещением 2950
т, длиной 80,8 м, шириной 13,7 м и осадкой 5,5 м. Паровые машины мощностью 2700
л. с. позволяли корвету развить скорость 14 узлов. Вооружение корабля состояло
из 10 152-мм, 4 87-мм и 10 47-мм пушек. Экипаж должен был состоять из 372
человек. Руководил его строительством известный кораблестроитель П.А. Титов.
Свое название, “Витязь”, новый корабль унаследовал от корвета, совершившего в
1870-1871 годах кругосветное плавание, в ходе которого доставил известного
ученого Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, а в 1882 году получившего
новое имя “Скобелев”.
17 сентября 1885 года командиром нового “Витязя” был
назначен действительный член Русского географического общества капитан I ранга
С.О. Макаров. Командование собиралось направить корвет в кругосветное плавание
для обеспечения политических интересов Российской империи, а также для
проведения океанографических исследований, поэтому кандидатура опытного моряка
и талантливого ученого С.О. Макарова как нельзя лучше соответствовала выполнению
этих задач.
В зимой 1885-1886 годов на корвете, стоявшем в устье
замершей Невы, проводилась подготовка к длительной экспедиции, которая должна
была быть первой после многолетнего перерыва в кругосветных плаваниях русских
кораблей, вызванного прекращением деятельности Российско-Американской
компании.
В середине 1886 года “Витязь” покинул кронштадтский рейд и
взял курс к берегам Англии. После непродолжительной стоянки в Портсмуте корвет перешел в
Лиссабон, а затем вышел на просторы Атлантики, миновал Магелланов пролив и вошел
в воды Тихого океана. 13 апреля 1887 года “Витязь” прибыл в Иокогаму, где
присоединился к российской Тихоокеанской эскадре. В сентябре этого же года
корвет отправился в отдельное плавание для проведения гидрографических работ,
перевозок грузов и осмотра портов.
11 декабря 1888 года Макаров направил свой корабль из
японского порта Нагасаки в обратный путь на Балтику. Пройдя Тихий, Индийский и
Атлантический океаны, Красное, Средиземное, Северное и Балтийское моря, 25 июня
1889 года “Витязь” возвратился в Кронштадт. Во время плавания, продолжавшегося в
общей сложности 993 дня, корвет прошел 60 тысяч миль (около 26 тысяч под
парусами и 34 тысячи с использованием паровых машин). Во время плавания по
инициативе С.О. Макарова было собрано большое количество ценного научного
материала, который затем он обобщил в двухтомной монографии “Витязь” и Тихий
океан”, удостоенной премии Российской Академии наук и золотой медали.
1 января 1890 года за отличие по службе С.О. Макаров был
произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского моря. В
феврале 1892 года “Витязь” переклассифицировали в крейсер I ранга, а в 1893 году
он разбился на каменной гряде в проливе Невельского.
Научные исследования, проведенные на “Витязе”, получили
международное признание. Имя корвета начертано на фронтоне Океанографического
музея в Монако в числе 20 других судов, внесших крупный вклад в изучение
Мирового океана.
|