Военно-морской флот России


18 сентября 1693 г. На верфи в Соломбале заложено первое судно

Описание Фотографии

 

     
После того как Петр I получил определенный опыт в строительстве и управлении кораблей на Переславском озере, он в 1693 году отправился на Белое море в Архангельск. До Вологды царь со свитой добирались сухим путем, затем они пересели на 6 баркасов и к началу августа прибыли на место. Через 2 дня юный царь уже вышел в море на купеческом голландском судне в сопровождении 12-пушечной яхты “Святой Петр”, построенной к его приезду в Холмогорах. Петр прошел на судне около 300 миль, после чего на яхте вернулся в Архангельск. Первое морское путешествие Петра I продолжалось всего 6 дней, но запомнилось ему на всю жизнь.

Для активизации строительства больших торговых судов на севере России Петр в ходе этой поездки основывает ниже Архангельска на острове Соломбаль новую верфь, на которой 18 сентября 1693 года собственноручно закладывает первое судно и сразу уезжает в Москву. За постройкой судна, которой руководили голландские мастера Н. Вилим и Я. Ранс, следил архангельский воевода Ф.М. Апраксин. На верфи работали иностранные и русские мастера, рабочие, переведенные из Переславля-Залесского, и плотники-поморы. К маю следующего года, к новому приезду Петра в Архангельск судно было готово. 20 мая 1694 года Петр Алексеевич сам осуществил его спуск в Двину и назвал “Святым Апостолом Павлом”.

Военное судостроение на Соломбальской верфи началось с 1702 года строительтельством для создаваемой Беломорской флотилии двух 12-пушечных фрегатов, “Курьер” и “Святой Дух”, а также 26-пушечного фрегата “Святой Илья”. В 1710 году были спущены на воду два 32-пушечных фрегата: “Святой Петр” и “Святой Павел”. С 1711 года верфью начал руководить помор-судостроитель Ф.А. Баженин. До 1725 года на Соломбальской верфи было построено 126 судов 12 типов. К 1729 году Архангельск стал одним из главных кораблестроительных центров России. В 1734-1800 годах здесь было построено 104 линейных корабля, 32 фрегата и 62 малых судна, в то время как в Санкт-Петербурге и Кронштадте всего 52 линейных корабля. Серия из 58 66-пушечных кораблей типа “Слава России”, построенная соломбальцами, была самой большой серией крупных кораблей Российского Императорского флота и отличалась очень удачным проектом. На его основе на Соломбальской верфи построено еще 28 66-пушечных кораблей типа “Азия”.

С 1800 года строительство кораблей в Архангельске сократилось. В 1800-1850 годах было построено лишь 48 линейных кораблей. Из-за недостатка лиственницы корабли строились из сосны, а детали делались из дуба. С появлением парового двигателя строительство кораблей в Архангельске почти прекратилось (в 1851-1860 годах было построено 9 клиперов и фрегатов). С переходом на строительство железных кораблей 5 марта 1862 года Соломбальские судостроительные верфи были упразднены.