Военно-морской флот России


23 сентября 1980 г. Спущен на воду первый РПКСН “Тайфун”

Описание Фотографии

 

     
Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941 “Акула” был заложен на стапеле Северодвинского судостроительного завода в марте 1977 года. Он создавался в противовес американской атомной подводной лодке “Огайо”. Проект лодки разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” коллективом под руководством И.Д. Спасского и С.Н. Ковалева. Перед судостроителями была поставлена сложная техническая задача создания принципиально нового подводного корабля с низким уровнем шума, высокой живучестью, большой автономностью, скоростью хода и глубиной погружения, вооруженного большим числом ракет, способных поразить вероятного противника с позиций в наших водах.

23 сентября 1980 года такой подводный крейсер был спущен на воду, а в ноябре 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой “Тайфун”. Первым командиром первого “Тайфуна” стал капитан I ранга А.В. Ольховиков. Всего за 10 лет было заложено 7 “Тайфунов”, из которых достроили и сдали флоту 6. Именно они составляют основу морских стратегических ядерных сил России. Базируются все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Лодка занесена в книгу рекордов Гиннесса. Это самый большой когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина - 23,3 м, осадка - 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними еще 3 прочных модуля: носовой с шестью 533-мм торпедными аппаратами, кормовой и центральный пост. От такого “катамаранного” расположения корпусов и необычная большая ширина лодки.

Основу системы вооружения “Тайфуна” составляют баллистические ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тыс. км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед, самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК “Игла”.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 л. с., которые вращают два 6-лопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать подводную скорость 27 узлов. За время службы эти РПКСН показали себя надежными кораблями. В настоящее время в рамках программы “Совместное сокращение угрозы” (CTR) первая лодка этого типа уже готовится к утилизации на американские деньги на заводе “Нерпа”. В 2010 году ей на смену должен прийти новый РПКСН проекта 955 “Юрий Долгорукий”.