23 сентября 1980 г. Спущен на воду первый РПКСН “Тайфун”
Головной
ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941
“Акула” был заложен на стапеле Северодвинского судостроительного завода в марте
1977 года. Он создавался в противовес американской атомной подводной лодке
“Огайо”. Проект лодки разрабатывался в ЛПМБ “Рубин” коллективом под
руководством И.Д. Спасского и С.Н. Ковалева. Перед судостроителями была
поставлена сложная техническая задача создания принципиально нового подводного корабля с низким уровнем
шума, высокой живучестью, большой автономностью, скоростью хода и глубиной
погружения, вооруженного большим числом ракет, способных поразить вероятного
противника с позиций в наших водах.
23 сентября 1980 года такой подводный крейсер был спущен
на воду, а в ноябре 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером
ТК-208. Лодка вместе с комплексом вооружения стала называться системой “Тайфун”.
Первым командиром первого “Тайфуна” стал капитан I ранга А.В. Ольховиков. Всего
за 10 лет было заложено 7 “Тайфунов”, из которых достроили и сдали флоту 6.
Именно они составляют основу морских стратегических ядерных сил России.
Базируются все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.
Лодка занесена в книгу рекордов Гиннесса. Это самый большой
когда-либо построенный подводный корабль: его длина составляет 172 м, ширина -
23,3 м, осадка - 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются два
прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на 8 отсеков. Между ними
еще 3 прочных модуля: носовой с шестью 533-мм торпедными аппаратами, кормовой и
центральный пост. От такого “катамаранного” расположения корпусов и необычная
большая ширина лодки.
Основу системы вооружения “Тайфуна” составляют баллистические
ракеты Р-39 надводного или подводного старта с дальностью полета около 8,5 тыс.
км. Ракета может нести до 10 разделяющихся боевых частей индивидуального
наведения мощностью по 100 килотонн каждая. Р-39 имеет трехступенчатый
твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на
других типах ракет. Всего на одном крейсере 20 пусковых установок. Система
управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного
запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для
противолодочных ракето-торпед, самонаводящихся торпед против надводных кораблей,
а также ЗРК “Игла”.
Главная энергетическая установка состоит из двух атомных
реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 л. с., которые вращают два
6-лопастных винта в кольцевых направляющих насадках и позволяют развивать
подводную скорость 27 узлов. За время службы эти РПКСН показали себя надежными
кораблями. В настоящее время в рамках программы “Совместное сокращение угрозы”
(CTR) первая лодка этого типа уже готовится к утилизации на американские деньги
на заводе “Нерпа”. В 2010 году ей на смену должен прийти новый РПКСН проекта 955
“Юрий Долгорукий”.
|