Военно-морской флот России


26 сентября 1873 г. Спущен на воду фрегат “Генерал-Адмирал”

Описание  

 

     
В соответствии с военно-морской доктриной, основанной на удачном походе двух русских эскадр к берегам Америки в 1863 году, в 80-х годах XIX века русский флот должен был иметь 4 крейсерских отряда, при этом поочередно один их них должен был находиться в Тихом океане. Однако требованиям хорошо вооруженного и защищенного корабля для дальних автономных океанских плаваний не удовлетворял ни один из существовавших в то время кораблей мира. Первым опытным кораблем, предназначенным для океанского крейсерства, стал броненосный фрегат “Князь Пожарский”. Заложенный в конце 1864 года, он строился почти 9 лет и к моменту вступления в строй в 1873 году уже устарел. Не дожидаясь окончания работ на “Князе Пожарском”, в 1867 году капитан 2 ранга Н.В. Копытов представил в Морской технический комитет проект океанского броненосного крейсера водоизмещением 8000 т и скоростью 18 узлов. Проект одобрили, но отсутствие средств не позволило начать строительство такого большого корабля. В 1869 году вице-адмирал А.А. Попов предложил новый проект океанского фрегата водоизмещением 4600 т, давшего начало новому типу кораблей - океанским броненосным крейсерам. По этому проекту строителями Н.А. Субботиным, И.С. Дмитриевым и Н.Е. Кутейниковым в 1870 году на Невском и Балтийском заводах были заложены два бронированных парусно-паровых фрегата “Александр Невский” и “Генерал-Адмирал”.

26 сентября 1873 года первым был спущен на воду фрегат “Генерал-Адмирал”, получивший свое имя в честь генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, много сделавшего для восстановления и развития российского флота после Крымской войны. В 1875 году он вошел в состав Балтийского флота. Через два года вступил в строй второй фрегат, переименованный в 1874 году в “Герцог Эдинбургский”.

Водоизмещение фрегатов составляло около 4700 т, длина 87 м, ширина 14,6 м, осадка около 6 м. Толщина броневого пояса по ватерлинии была 127 мм. Артиллерия состояла из четырех 203-мм орудий, расположенных в броневом каземате в средней части судна, и двух 152-мм орудий, расположенных на поворотных платформах в носу и в корме. Машина для “Генерал-Адмирала” строилась на заводе Берда, а для “Герцога Эдинбургского” - на Балтийском заводе. Оба корабля были одновинтовыми. Первый имел скорость 13,5 узла, второй - 15 узлов.

В 1881 году известный английский корабельный инженер Э. Рид писал: “Русские были первыми, кто решил проблему броненосного крейсера, в котором большая скорость могла сочетаться с эффективной защитой против орудий большинства мореходных судов, бывших тогда на плаву”. Эти корабли оказались настолько удачными, что были взяты за образец броненосного крейсера в большинстве иностранных флотов.

Эти три броненосных фрегата годами бороздили океаны и приучали к длительным плаваниям моряков русского флота. Из них самая длинная судьба оказалась у “Генерал-Адмирала”. После капитального ремонта он участвовал в международном морском параде в Нью-Йорке в честь 400-летия открытия Америки. В 1903 году он был переоборудован в минный заградитель и назван “Нарова”. Участвовал в минно-заградительных операциях в Финском заливе во время 1-й мировой войны. В апреле 1918 года был интернирован германскими войсками в Гельсингфорсе, но через месяц по условиям Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения был переведен в Кронштадт и участвовал в постановках минных заграждений на подходах к крепости осенью 1918 года. Затем под именем “25 октября” служил учебным судном и плавбазой на Белом море и вновь на Балтике. Во время советско-финляндской и Великой Отечественной войн использовался для базирования и обеспечения легких сил Балтийского флота. В июле 1944 года был исключен из состава флота и оставлен в Угольной гавани Ленинградского порта, где из-за течи в корпусе через некоторое время затонул. Был поднят в 1953 году и разобран на металл.