30 сентября 1917 г. Начало обороны Моонзундского архипелага
На рассвете 30 сентября 1917 года, в соответствии
с планом операции “Альбион”, германский флот подошел к о. Эзель севернее бухты
Тяга-Лахт и, подавив артиллерий-ским огнем сопротивление русских батарей,
приступили к высадке десанта. На этой стадии операции при входе в бухту
подорвался и затонул транспорт “Корсика”, а линкоры “Байерн” и “Гроссер
Курфюрст” получили пробоины от взрыва мин, но продолжили стрельбу. Части
русского гарнизона острова с боями отошли к Аренсбургу (Кингисепп). В тот же
день канонерская лодка “Грозящий” и эсминцы “Генерал Кондратенко”, “Пограничник”
и “Десна” вступили в бой с 7 германскими эсминцами и не допустили их прорыва на
Кассарский плес, при этом 3 эсминца противника получили повреждения и вышли из
боя. К ночи заградитель “Припять” получил приказ заградить проход Соэлозунд
минам, но судовой комитет отказался его выполнять.
1 октября противник снова предпринял попытку прорваться на
Кассарский плес через пролив Соэлозунд, чтобы отрезать русские силы Рижского
залива от Финского залива и уничтожить их. В 13 часов 50 минут линкор “Кайзер” с
дистанции 110 каб. открыл огонь по дозорным эсминцам “Победитель”, “Забияка”,
“Гром” и “Константин”. Снявшись с якорей и открыв ответный огонь, эсминцы стали
отходить. Один из снарядов “Кайзера” пробил машинное отделение и днище “Грома” и
разорвался под кораблем. Потерявший ход эсминец был прикрыт дымовой завесой и
взят на буксир канонерской лодкой “Храбрый”. В 15 часов 10 минут в условиях
сгустившегося тумана неожиданно появились 17 германских эсминцев. Разделившись
на две группы, они попытались отрезать русским кораблям отход в Моонзундский
пролив. Во время завязавшегося на дистанции 65 каб. боя германский эсминец
“G-101” сел на мель, еще 3 повредили о грунт винты и потеряли ход. Остальным
германским эсминцам удалось выйти на плес, после чего они открыли перекрестный
огонь по отходившим русским кораблям. Наши эсминцы отвечали довольно точно -
третьим залпом “Победитель” вывел из строя “G-103”, были отмечены попадания еще
в один эсминец. В это время трос, на котором “Храбрый” буксировал эсминец
“Гром”, лопнул, возобновить буксировку не удалось, и экипаж “Грома” перешел на
канонерскую лодку. Во время эвакуации экипажа в “Гром” попало еще несколько
снарядов. После этого “Храбрый” продолжал вести бой с атакующими вражескими
кораблями и подбил один из них. Под натиском превосходящих сил противника
“Храбрый” и эсминцы стали отходить к Моонзунду. К горящему и накренившемуся
“Грому” подошел германский эсминец “В-98” и высадил на него призовую команду. По
некоторым источникам немцам удалось найти на “Громе” несколько карт с
расположением русских минных полей. В это время, чтобы предотвратить захват
“Грома”, командир “Храброго” старший лейтенант И.Э. Ранненкампф сосредоточил на
нем огонь своих 130-мм орудий. В результате на “Громе” возник сильный пожар и
крен, а “В-98” получил повреждения и вышел из боя. (На следующий день он
подорвался на мине, оторвавшей ему 13 метров носовой части). При появлении
шедших на выручку 7 русских эсминцев и канонерских лодок “Грозящий” и “Хивинец”
вражеские корабли прекратили бой и отошли.
В ночь на 2 октября минный заградитель “Припять” и еще 3
судна все-таки выставили 135 мин на Кассарском плесе на меридиане мыса
Павастерорт. Кроме эсминцев эту минную позицию 2 и 3 октября защищали линкор
“Слава” и крейсер “Адмирал Макаров”, которые для увеличения дальности стрельбы
своих орудий создавали искусственный 5 градусный крен. 3 октября русские части
оставили о. Эзель. В этот же день в Рижском заливе английская подводная лодка
“С-27” торпедой сильно повредила плавбазу германских тральщиков “Индианола”,
которую немцам пришлось срочно отбуксировать в Аренсбург.
Германскому флоту так и не удалось прорваться в Моонзунд с
запада, поэтому они решили проникнуть в Рижский залив с юга через Ирбенский
пролив, так как защи-щавшая проход в пролив 305-мм батарея на мысе Церель была 2
октября оставлена ее гарнизоном и после этого частично разрушена огнем линкора
“Гражданин” (бывший броненосец “Цесаревич”), чтобы она не досталась противнику.
Утром 4 октября противник в составе линкоров “Кёниг” и
“Кронпринц”, 3 легких крейсеров, 2 авиатранспортов в сопровождении более двух
десятков эсминцев и тральщиков был замечен дозорным эсминцем “Деятельный” на
подходе к о. Моон. Несмотря на явное неравенство сил, начальник Морских сил
Рижского залива контр-адмирал М.К. Бахирев решил принять бой на рейде Куйваст,
опираясь на минно-артиллерийскую позицию. Навстречу противнику он вывел все свои
силы в этом районе - линкоры “Гражданин”, “Слава” и крейсер “Баян” в охранении 8
эсминцев.
В 10 часов русские корабли открыли огонь по германским
тральщикам, которые пытались расчистить для своих кораблей проход в минном поле,
и вынудили их отойти под прикрытием дымовой завесы и огня германских линкоров.
Далее “Слава” главным калибром вела дуэль с германскими линкорами, а
вспомогательным 152-мм калибром стреляла по тральщикам и эсминцам. Вторая
попытка траления фарватера закончилась для немцев потерей одного тральщика и
повреждением еще одного. В конце этой фазы сражения в носовой башне “Славы”
случилась поломка шестерен замков 305-мм орудий. После этого двадцати пушкам
двух германских линкоров Бахирев мог противопоставить только два оставшихся
орудия “Славы”, так как пушки устаревшего “Гражданина” из-за малой
дальнобойности не могли оказать “Славе” поддержки.
Около полудня германские корабли обошли заграждения с
востока, сблизились с русскими линкорами на дистанцию около 100 кабельтовых и
открыли по ним огонь. Вскоре “Слава” получила две большие пробоины ниже
броневого пояса. Линкор принял около 1100 т воды, получил крен на нос и левый
борт и осел носом на 1,5 м. Вскоре еще 4 снаряда попали в надстройки корабля.
“Гражданин” в ходе боя также получил два попадания в надстройку и броневой пояс,
а в крейсер “Баян” под конец боя попал один 12-дюймовый снаряд. Непрерывно
маневрируя в узком проливе, наши корабли вынуждены были под огнем постепенно
отходить на север к Моонзунду. На подходе к о. Шильдау на линкоры совершили
налет 6 германских аэропланов, сбросивших около 40 бомб. Попаданий в корабли не
было, а огнем “Славы” и эсминца “Финн” были подбиты два самолета. Дальше осевшая
“Слава” пройти не могла, поэтому ее решено было затопить на фарватере,
предварительно пропустив в Моонзунд остальные русские корабли. После эвакуации
экипажа командир линкора капитан I ранга В.Г. Антонов приказал поджечь фитили
подрывных патронов. В 13 часов 57 минут взрыв разрушил кормовую часть корабля и
вызвал пожар. Затем 3 эсминца выпустили в линкор с близкого расстояния 6 торпед,
из которых одна ушла в сторону, 4 попали в цель, но не взорвались (видимо не
успели сняться с предохранителя) и только одна взорвалась у правого борта.
“Слава” горела до следующего дня. Позднее линкор, так и не перекрывший полностью
фарватер, был разобран эстонцами на металл.
Не преследуемые далее противником, Морские силы Рижского
залива отступили в северную часть Моонзунда, перекрыв фарватер минами и двумя
затопленными транспортами. Противнику удалось занять острова Моон и Даго, но все
его попытки уничтожить русские корабли окончились неудачей. Минные заграждения и
затопленные корабли сдерживали дальнейшее продвижение германского флота со
стороны Рижского залива, а крейсер “Адмирал Макаров”, эсминцы и канонерские
лодки успешно отражали атаки со стороны Кассарского плеса. 4 октября ночной
поиск в этом направлении 3 германских эсминцев окончился гибелью эсминца “S-64”.
Днем 5 октября на плесе подорвался эсминец “В-111”, южнее о. Моон - тральщик
“Т-66”, несколько ранее германский флот потерял в этом районе на минах тральщики
“Альтаир” и “Дельфин”, а тральщик “Т-56” выбросился на берег.
В ночь с 6 на 7 октября наши корабли покинули Моонзунд и
перешли в Лапвик и Гельсингфорс. Несмотря на захват Моонзундского архипелага,
германскому командованию из-за больших потерь, отсутствия баз снабжения и
укрытых от атак подводных лодок стоянок пришлось вывести свои главные силы из
Рижского залива и отказаться от прорыва к Петрограду.
|