ЩЕКОЛДА МИНЫ - автоматический стопор
минных механизмов, при по мощи которых сматывается минреп в процессе
автоматической установки якорных мин на заданное углубление. При
срабатывании щеколды мины сматывание минрепа прекращается и мина
устанавливается на заданной глубине.
ЩЕЛЕВАЯ КОРРОЗИЯ -
ускоренное локальное разрушение металла в небольших зазорах и щелях
(глубиной от сотых долей миллиметра до нескольких миллиметров) судовых
конструкций, имеющих болтовые и заклепочные соединения деталей внахлестку.
Возникает в электролитах (морская вода) или атмосфере при ослаблении
уплотняющих элементов, отслоении защитных покрытий на участках поверхности,
обрастающих микроорганизмами, со скоплениями песка, грязи и т. п. В этих
условиях ограничен доступ электролита в щель, замедлен подвод кислорода и
других агентов коррозии, а также отвод продуктов коррозии, что приводит к
образованию макроэлемента между участком металла в щели и поверхностью,
свободно омываемой электролитом. Из материалов судостроительных большую
склонность к щелевой коррозии в морской воде по сравнению с углеродистыми
и низколегированными сталями имеют нержавеющие стали, алюминиевые и
медно-никелевые сплавы. Методы предотвращения щелевой коррозии: создание
конструкций без щелей, с непроточным электролитом, применение более
стойких к щелевой коррозии металлов, использование катодной или
протекторной защиты.
ЩЕЛОЧНОСТЬ морской
воды - свойство морской воды, определяемое содержанием в ней анионов слабых
кислот и катионов, эквивалентных этим кислотам. Численно равна количеству
миллиграмм эквивалентов сильной кислоты, необходимому для нейтрализации 1
литра морской воды до величины рН в пределах 5,5-5,7. Общая щелочность практически
определяется 2 составляющими - карбонатной щелочностью, зависящей от суммарного
содержания карбонатных и бикарбонатных ионов, и боратной щелочностью, зависящей от
содержания ионов борной кислоты. Вклад ионов фосфорной, кремниевой, сероводородной и органической кислот в общую
щелочность морской воды незначителен. Установление
обшей щелочности морской воды и ее составляющих имеет большое значение для расчетов
карбонатной системы океана. Щелочность морской воды зависит главным образом от ее солености и
содержания в воде углекислого газа. В открытом океане ее величина
составляет 2- 2,5 мг-экв/л, в определенных участках океанов и во внутренних
морях, подверженных воздействию материкового стока, пределы изменения
величины щелочности шире. В океанологической практике чаще используется щелочно-хлорный
коэффициент, равный отношению щелочности морской воды к хлорности. С его помощью
устанавливаются районы морей и океанов находящиеся под опресняющим
воздействием речного стока, т. к. коэффициент заметно возрастает при смешении морских
вод с речными.
ЩЕПОВОЗ - грузовое
судно для перевозки древесной щепы - сырья для целлюлозно-бумажного,
гидролизного производств и изготовления древесноволокнистых и
древесностружечных плит. Высокий удельный погрузочный объем щепы
(3,6-4,2 м3/т) определил конструктивные отличия щеповозов, обеспечивающие максимальный
объем грузовых помещений: чрезвычайно высокий борт (отношение высоты борта к
осадке у щеповозов на 30-70% больше, чем у судов для перевозки навалочных грузов), кормовое расположение
машинного отделения, минимально допустимые высоту двойного дна и
длину форпика, отсутствие промежуточных палуб и борт цистерн и др. Грузовые
люки щеповоза имеют максимальную ширину, а крайний междудонный лист - уклон к
диаметральной плоскости, что
способствует повышению скорости грузовых работ. По оснащенности, зависящей от условий эксплуатации,
щеповозы разделяются на 3 группы: с грузовыми устройствами для
погрузки и выгрузки, с грузовыми устройствами только для выгрузки, без грузовых
устройств. Основными элементами грузового устройства щеповоза являются: катучие или стационарные
краны высокой производительности (200-400 т/ч), оснащенные многолепестковыми грей-ферами;
продольные и поперечные транспортеры; катучие или стационарные бункера, воздушные штивочные механизмы. Для подгребания щепы в просвет люка при выгрузке используют бульдозеры. Одним
из прогрессивных способов, обеспечивающих высокую эффективность
погрузочно-разгрузочных работ, является транспортировка щепы в виде смеси
с водой (пульны) на судах пульповозах. Однако это осуществимо только на
линиях между специально оборудованными портами, что ограничивает возможности такого способа перевозок.
ЩИТ ОРУДИЙНЫЙ -
броневые листы толщиной 310 мм у некоторых артиллерийских орудий и
пулеметов для защиты расчетов и механизмов от пуль и
осколков снарядов.
ЩИТ УГЛУБИТЕЛЬ - устройство в виде прямоугольной металлической решетки
с поперечными сегментовидными пластинами. Решетка
крепится к ходовому концу буксира
цепями разной длины, вследствие
чего при буксировке под действием
струи воды на пластины щит зарывается в воду, удерживая тралящую часть на определенном углублении от поверхности воды.
ЩИТ ЭЛЕКТРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ судовой - устройство, служащее для
распределения электроэнергии между потребителями. По назначению и
конструктивному исполнению щиты электрораспределительные делятся на
главные распределительные щиты (ГРЩ) и вторичные распределительные щиты (ВРЩ).
Основным назначением ГРЩ является прием электроэнергии, вырабатываемой
электрогенераторными агрегатами, и передача ее потребителям больших
мощностей, а также на ВРЩ для дальнейшего распределения по потребителям
меньших мощностей. Основная функциональная часть ГРЩ - т. н. сборные шины,
представляющие собой толстые медные полосы, расположенные вдоль всего
распределительного щита. К сборным шинам подключены пучки кабелей для
приема электроэнергии от генераторов и отдельные кабели для подачи
электроэнергии потребителям. Электрическая схема ГРЩ обеспечивает
возможность отсоединения каждого генератора судовой электростанции и
каждого потребителя от сборных шин с помощью автоматического выключателя.
Схемой ГРЩ предусматривается подключение измерительных приборов и
аппаратуры защиты и управления электростанцией. |