Первую в мире автоматическую пушку,
в которой энергия отката использовалась для перезаряжания, изобрел американец
Х.С. Максим. В 1883 году он запатентовал 37-мм пушку и 11,43-мм пулемет.
Принцип действия обоих автоматов был одинаков, да и внешне они отличались
в основном размерами. В Россию Максим доставил 37-мм пушку в 1888 году.
Вначале ее испытало Военное ведомство, а затем передало Морскому ведомству
для испытаний на Охтинской морской батарее. В том же 1888 году пушку возвратили
владельцу. В следующем году он прислал новый экземпляр пушки, который испытывали
в течение года, а затем также вернули фирме. Тем не менее Морское ведомство
в 1889 году заказало Максиму две 37-мм пушки. В 1890 году они прошли испытания
на Охтинской батарее, а в кампанию 1891 года МТК решил установить по одной
пушке на крейсер “Герцог Эдинбургский” и плавбатарею “Кремль”. Позже они
появились и на мостике броненосца “Император Николай I”, а затем на минном
крейсере “Лейтенант Ильин”.
В 1891 году принимается решение о закупке шести пушек
Максима, а затем еще двадцати. Но денег на это так и не выделили. В отчете
АО МТК за 1894 год указывалось: “Каждый год МТК делает журнальные постановления
о преимуществах 37-мм пушки Максима над 37-мм пушкой Гочкиса, но дело не
движется далее продолжения испытания пушек Максима, и лишь в начале 1894
года было заказано 8 пушек Максима для черноморских броненосцев”.
В 1901 году Обуховский завод изготовил опытный образец
37-мм пушки Максима для Морского ведомства. Одновременно конструктор А.П.Меллер
по образцу 37-мм пушки Максима спроектировал 47-мм автоматическую пушку,
которую предполагалось запустить в производство на Обуховском заводе.
Автоматика 37-мм пушки Максима основывалась на принципе
использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Все механизмы автомата
монтировались в кожухе и коробе. Кожух направлял ствол при стрельбе и являлся
резервуаром для охлаждающей жидкости, в этой же жидкости находился и пружинный
накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гидропневматическим буфером.
К стенке короба крепились цапфы, которые лежали в подцапфенниках
вертлюга, вращающегося на легкой стальной тумбе (57 кг), прикрепленной
болтами к палубе. Подъемный механизм винтовой, поворотного механизма нет,
поворот осуществлялся вручную, с помощью приклада.
Питание автомата ленточное. Лента матерчатая, первоначально
на 50 патронов, затем на 25. Вес снаряда около 500 г. В качестве снарядов
использовались чугунная граната с донной ударной трубкой (вес ВВ всего
17 г) и картечь, имеющая 31 пулю. С 1915 года применялась дистанционная
граната с 8-секундной трубкой.
Недостатки автомата: сложность изготовления, трудность
подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длинный путь патрона
при подаче из ленты.
Но не эти причины мешали распространению автоматических
орудий Максима. До русско-японской войны 1904-1905 годов 37-мм скорострельные
пушки требовались для борьбы с малыми миноносцами, а для этого хватало
37-мм и 47-мм револьверных и одноствольных пушек Гочкиса, пусть менее скорострельных,
зато более простых, дешевых и, главное, надежных. Ну а война показала неэффективность
действия малокалиберных пушек против миноносцев, что привело к тому, что
калибр противоминной артиллерии с 37 - 47 мм увеличился до 120-130 мм.
С началом первой мировой войны автоматические пушки срочно
потребовались для борьбы с врагом в воздухе. Морское ведомство экстренно
заказало Обуховскому заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось
сдать в 1917-м и 40 - в 1918 году. Однако до конца 1917 года Обуховский
завод не выдал ни одного автомата. Это связано, во-первых, с тем, что на
заводе за 15 лет была забыта технология изготовления пушек Максима, а во-вторых,
с большой загруженностью завода, изготавливавшего морские и сухопутные
орудия калибром от 37 до 406 мм.
Сдача, а точнее выдача, автоматов в части началась в конце
1918 года. Дело в том, что в 1918 и 1919 годах 37-мм автоматы не испытывались,
как положено, и не проходили военную приемку, а абсолютно бессистемно отправлялись
в действующие и формирующиеся части для затыкания дыр. Вот, к примеру,
распределение автоматов из заказа Военного ведомства в 1919 году:
№ 44, 46, 47, 48, 50 и 51 в апреле отправлены в Новую
Ладогу для вооружения кораблей Ильменской флотилии;
№ 49 в апреле - в 1 -и броневой дивизион для установки
на автомобиле;
№ 31 в мае - в стрелковый полк Советской Латвии (интересно,
куда латыши его приспособили?);
№ 52 и 53 в июне - на станцию Лиски для Донской речной
флотилии;
№ 2, 47, 56, 58 в июле - в Витебск для Двинской флотилии;
№ 19 в августе - в город Ораниенбаум для обороны аэродрома;
№ 17 и № 55 в сентябре - на подводную лодку “Шлем и перископ”;
№ 55, 59, 60 и 61 в сентябре - в Витебск для Двинской
флотилии;
№ 35 в сентябре - на подводную лодку “Леопард” и т.д.
С началом войны как Морское, так и Военное ведомство заказали
в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Причем первому требовались автоматы
на тумбовых станинах, а второму - 16 зенитных автоматов, установленных
на бронеавтомобилях, и 4 автомата на полевых колесных лафетах системы Депора.
К концу 1916 года по двадцать 40-мм автоматов Виккерса
(из морского заказа) состояли на вооружении Черноморского флота (по два
автомата было установлено на линкоры “Евстафий”, “Иоанн Златоуст”, крейсер
“Кагул” и др.) и Балтийского.
В 1916 году Морское ведомство выдало Обуховскому заводу
заказ на изготовление 60 качающихся частей 40-мм автоматов Виккерса. 26
мая 1917 года было отправлено в Ревель 12 качающихся частей. Тумбовые
установки для них изготовили мастерские Крепости Петра Великого.
Автомат Виккерса представлял собой облегченный и несколько
упрощенный автомат Максима с водяным охлаждением ствола. Изменения в действии
затвора позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с
Максимом. Морская тумбовая установка Виккерса имела механизмы ВН и ГН -
зубчатый сектор и зубчатый круг соответственно. Питание автомата ленточное,
в ленте 25 патронов.
Пушка Виккерса стреляла стальными гранатами весом 0,90-9,2
кг, вес ВВ-150 г, взрыватель - 8- или 10-секундная дистанционная трубка.
Для автомата Виккерса, а затем и Максима в 1914 году поручик
Шерспобаев сконструировал автоматический установщик трубок (АУТ) в патронной
ленте. Это был первый отечественный и, вероятно, первый в мире АУТ. Вскоре
он появился на всех морских зенитных автоматах.
Данные
автоматических пушек |
Максима
|
Виккедса
|
Маклена
|
Калибр,
мм |
37
|
40
|
37
|
Длина
ствола, мм/клб |
1105/30
|
1576/39,25
|
2591/70
|
Длина
нарезной части, мм |
992
|
1393
|
1565
|
Длина
хода нарезов, клб |
30
|
30
|
30
|
Число
нарезов, шт. |
12
|
12
|
12
|
Глубина
нарезов, мм |
0,4
|
0,4
|
0,4
|
Угол
ВН, град. |
-10...+85
|
-5...+80
|
-5...+15
|
Угол
ГН, град. |
360
|
360
|
360
|
Вес
ствола с затвором и вертлюгом, кг |
249
|
229
|
130
|
Вес
тумбы, кг |
57,1
|
409
|
108,5
|
Вес
всей системы, кг |
361
|
639
|
254,3
|
Темп
стрельбы, выстр./мин |
250
|
300
|
100*
|
* фактическая скорострельность.
Здесь стоит упомянуть и о 37-мм автоматах Маклена. По
заказу Военного ведомства в 1916 году из США в Россию прибыло 16 пушек
Маклена, а в 1917-м - еще 200.
Пушки поступали на колесных и тумбовых лафетах. В обоих
случаях угол возвышения не превышал +15°, что исключало зенитную стрельбу.
Но с точки зрения истории зенитных автоматов пушки Маклена интересны тем,
что они были первыми и единственными в России автоматами, работавшими на
принципе отвода газов из канала ствола. Да и заряжание у них в отличие
от Максима и Виккерса - не ленточное, а обойменное (по 5 патронов в обойме).
Вес снаряда 0,48 кг, V = 442 м/с, дальность стрельбы 3200 м при + 14°35'.
37-мм пушки Маклена на колесном лафете использовались
в качестве батальонных (траншейных) орудий, а пушки на тумбовых лафетах
устанавливались на бронепоездах и речных судах. Так, в 1919 году на кораблях
Северодвинской флотилии установили не менее 20 автоматов Маклена на тумбах.
Кроме того, как уже говорилось, в качестве зенитных использовались
переделанные пушки Гочкиса, а также 57-мм японские и 57-мм канонирные Норденфельда.
К 1 апреля 1917 года на ЧФ имелось зенитных пушек: 57/40
японских-9; 57-мм береговых Норденфельда - 16. Береговые пушки Норденфельда,
приспособленные для зенитной стрельбы, были установлены на броненосце
“Пантелеймон” (2), крейсерах “Алмаз” (2), “Память Меркурия” (1), авиатранспорте
“Николай I” (2) |