Военно-морской флот России


11" пушка обр.1867 г.

В 1869 году Морское ведомство заказало Круппу четыре 11" пушки обр.1867 г. (№ 73, 74, 75 и 77). Они были доставлены в августе 1871 года; две - № 73 и 74 установили на поповке “Новгород”. Кроме этих четырех пушек в 1877 году ГАУ передало Морскому ведомству на время такую же пушку за № 4 для испытаний снарядов с медными поясками.

Первую пробную 11" пушку № 332 отлили на Обуховском заводе в начале 1872 года и отделали в 1873-м. Испытания прошли в конце 1873 года в заводском туннеле, на специальном станке. Затем их установили на КЛ “Ёрш”. Позже ОСЗ изготовил еще 8 пушек, которыми вооружили башенные фрегаты.

В 1881 году на ОСЗ направили снятую с фрегата “Адмирал Чичагов” пушку № 269 для переделки в орудие обр.1877 г. В том же году АО МТК решило переделать и крупповские пушки № 75 и 77.

11" пушки Круппа были скреплены тремя рядами колец (всего 23 кольца). Длина орудия 5588/20 мм/клб, длина скрепленной части 2642 мм, длина канала 4750/17 мм/клб, длина нарезной части 3480 мм. Число нарезов 70, глубина нарезов 3,429 мм. Вес цилиндропризматического клинового замка 1000 кг. Вес орудия с замком 25 979 кг. Орудия, изготовленные ОСЗ, отличались тем, что скреплялись кольцами до дула. Вес пушки ОСЗ с затвором 28 698 кг.

В б/к 11" пушки обр.1867 г. входили снаряды со свинцовой оболочкой длиной 2,5 клб. Снаряды обыкновенного чугуна имели вес 222 кг, вес ВВ 7,45 кг черного пороха, снаряды закаленного чугуна имели вес 225,2 кг, вес ВВ 3,28 кг черного пороха. Картечь была принята 24 ноября 1876 года; ее вес 98,28 кг. Число пуль 95. Диаметр пули 55,4 мм. Вес пули 0,836 кг. Заряд к картечи 18,02 кг ПП. Для пушек Круппа использовали заряды 36,4-37,5 кг ПП пл.1,69 с V0= 392 м/с и дальностью 3704 м при угле +9,5°, а для пушек ОСЗ заряд составлял 41 кг ПП пл.1,69 с V0= 404 м/с.

На башенных фрегатах “Адмирал Грейг”, "Адмирал Лазарев”, “Адмирал Спиридов” и “Адмирал Чичагов” после перевооружения установили 11" пушки обр.1867 г. (а затем 11" пушки обр.1877 г.) на станках системы Пестича, по одному в башне. “Адмирал Спиридов” был перевооружен к кампании 1874 года, “Чичагов” и “Грейг” в 1875 году, а “Лазарев” в 1876-1877 годах. 11" башенные станки для фрегатов изготавливали заводы Обуховский и Голубева.

В станках была реализована система “вращения у дула”. Размеры амбразуры башни 1219х635 мм. Вращение у дула осуществлялось за счет изменения высоты цапф орудия. Цапфы могли занимать три положения, расстояние между средним и нижним положениями 330 мм. На “Спиридове” положение цапф орудия меняли за 3,5 мин с помощью гидравлического насоса, поэтому на “Петре Великом” приняли решение установить паровые помпы.

Система гидравлических устройств станка включала в себя, помимо цилиндра для подъема орудия, два передних цилиндра для отодвигания станка от борта и два задних - для придвигания станка. Передние и задние гидравлические цилиндры попарно, на каждой стороне, имели общий шток. Штоки соединялись со станком муфтами. Все цилиндры соединены между собой трубопроводами. Помпа ручная, располагалась в башне между рельсами.

Накат обычно производился самонакатыванием, а гидравлические устройства использовали только при крене и в других случаях, когда самонакатывание невозможно. При стрельбе в передних и задних цилиндрах (для передвижения станка) воды быть не должно, и при откате штоки двигались вхолостую.

Компрессор струнный. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Угол ВН при верхнем положении цапф -3°...+б°, при среднем 0°...+9°, при нижнем +6°...+13°. Высота оси цапф над рельсами 1333 мм. Максимальная длина отката 1829 мм. Уклон платформы 5°. Вес станка 6405 кг.

На 11" барбетной установке поповки “Новгород” на поворотной платформе располагались два станка Пестича, изготовленные на ОСЗ и испытанные в начале 1873 года.

Подъемный механизм дуговой. Накат производился самонакатыванием за счет наклона платформы. Для смягчения удара при накате в передней части платформы имелся мощный буфер. Станок постоянно находился на четырех катках (то есть никаких эксцентриков не было). Компрессор струнный. Каждое орудие имело свой снарядный кран.

Угол ВН - 4°...+15°. Угол ГН 360°, при этом платформы поворачивались независимо друг от друга на угол до 95°. Время поворота обеих платформ силами четырех номеров расчета на 360° - 4 мин. Уклон платформы (с клином) 6°. Внутренний диаметр барбета 8230 мм, высота барбета 2900 мм. Толщина брони барбета 229 мм.

Станки для КЛ “Ёрш” были спроектированы капитаном Поповым и представлены АО МТК в 1874 году. Проект приняли без замечаний. Станки Попова изготавливались на ОСЗ.

В октябре 1874 года на КЛ “Ёрш” провели испытания станка стрельбой из 11" пушки обр.1867 г. В целом они прошли успешно.

Пушка со станком на КЛ “Ёрш” располагались на особом подъемном столе, который опускался в колодец (в трюм). Стол перемещался поступательно вверх и вниз по направляющим, закрепленным на боковых стенках колодца, за счет вращения 4 вертикальных подъемных винтов с червячными колесами. Вращение подъемным винтом передавалось от вспомогательной паровой машины через два вала с бесконечным винтом. Компрессор механический системы Скотта. Штырь для вращения платформы располагался в середине между брусьями платформы. Поворот платформы в стороны, а также придвигание и отодвигание станка производилось паровой машиной (паровым шпилем) с помощью талей.

Угол ВН -2°...+10°. Угол ГН 17°. Высота оси цапф 762 мм. Длина отката максимальная 2133 мм, нормальная 1422 мм. Длина станка 2235 мм, длина платформы 5486 мм. Уклон платформы 4,5°. Вес станка с орудием около 40 т.