Военно-морской флот России


9" пушки обр.1867 г.

Для вооружения башенных броненосных лодок в 1863 году Морское министерство заказало Круппу 24 9" пушки. Так как Крупп в то время не брался отливать сплошных стальных орудий такого калибра, приняли решение изготовить стальной ствол весом 7142 кг и надеть на его казенную часть чугунную оболочку весом 5307 кг.

В 1864 году было поставлено 22 9" гладкоствольные пушки Круппа. 9 башенных лодок (кроме «Единорога» и «Смерча») вооружались 9" гладкоствольными пушками. Остальные использовались для опытов, в том числе две оказались неудачно нарезаны на Ижорском заводе, и их рассверлили до калибра 10,75".

В марте 1865 года Крупп предложил переделать 9" гладкоствольные пушки, снять чугунную оболочку и заменить ее двумя рядами стальных колец. В конце 1868 года 19 орудий отправили на переделку к Круппу, в следующем году их возвратили в Россию.

На 22 9" скрепленные пушки нового чертежа для флота заказ Круппу был выдан в июле 1868 года. В 1870 году Морское ведомство имело 9" пушек Круппа (кроме пробных): переделанных из гладкоствольных- 19; нового чертежа - 22 (№ 43 - 64).

Первые находились на фрегате «Князь Пожарский», двухбашенных лодках «Русалка" и «Чародейка» и на одном мониторе, а вторые - на башенных фрегатах. В ноябре 1876 года Морское ведомство уступило Военному ведомству 12 явно негодных 9" пушек Круппа. Так, например, № 20 была снята с монитора «Стрелец» из-за появившихся трещин.

В начале 70-х годов по чертежам Круппа началось производство 9" пушек обр.1867 г. на ОСЗ. К 1879 году в Морском ведомстве насчитывалось 30 9" пушек Круппа и 11 9" пушек ОСЗ. 9" пушки обр.1867 г. постепенно переделывались в орудия обр.1877 г. К 1890 году на судах БФ было только 18 9" пушек обр.1867 г., в запасе их не было совсем.

9" пушки обр.1867 г. скреплялись двумя рядами колец (у переделанных пушек 16 колец, у новых 21). Замки клиновые, цилиндропризматические. Длина орудия 4572/20 мм/клб (переделанные - 3962/17,3 мм/клб). Число нарезов 32, глубина нарезов 2,8 мм. Вес пушек с замком: переделанных - 12711 кг, Круппа новых - 15 070 кг, ОСЗ - 15 225 кг.

В б/к 9" пушки обр.1867 г. входили снаряды со свинцовой оболочкой весом 122 - 124 кг и длиной 2 - 2,5 клб. Снаряды обыкновенного чугуна содержали 3,5-4,5 кг черного пороха, трубка ударная. Снаряды закаленного чугуна (бронебойные) содержали 0,8 кг черного пороха, взрывателя не было.

9" стальные снаряды со свинцовой оболочкой прошли испытания, но распространения не получили. То же касается и 9" снарядов с тремя медными поясками, испытанных в 80-х годах.

Картечь была принята 24 ноября 1876 года. Ее вес 79,44 кг, она содержала 72 пули диаметром 55,4 мм, вес пули 836 г. Заряды к 9" переделанным из гладкоствольных пушкам были весом 19,45 кг (47,5 фн) артиллерийского пороха. V = 386 м/с. Заряды к 9" пушкам нового чертежа Круппа и ОСЗ следующие: заряд 30,7 кг (75 фн) ПП пл.1,75 для снарядов со свинцовой оболочкой, V0 = 447 м/с, ими разрешалось стрелять только в военное время; с 70-х годов основным был заряд 21,Зкг (52 фн) ПП пл.1,69, V0= 409 м/с, дальность 3704 м при угле +8°40' и 6400 м при +19°.

Для КР «Пожарский» генерал-майор Пестич спроектировал 9" железный бортовой станок поворотной системы. Подъемный механизм - двойной винт. Угол ВН -4°...+8,5°. Время подъема станка с - 4° до +8° составляло 2 мин 15с. Длина канала 2337 мм, ширина 1454 мм. Длина платформы 4267 мм, ширина 1530 мм. Угол наклона платформы 1,5°. Расстояние от палубы до нижнего косяка порта 762 мм. Величина порта в свету 984,6 мм. Вес станка 2602 кг. Вес платформы 2641 кг.