6"/28 пушки обр.1877 г.В 1878 - 1879 годах на ОСЗ спроектировали
6"/28 пушку с каналом обр. 1877 г. Первоначально для опытов использовалась
6" пушка обр.1867 г. № 837, в которую была вставлена новая удлиненная внутренняя
труба. В конце 1880 года испытали две новые 6"/28 пушки, изготовленные
на ОСЗ. Кроме того, в 6"/28 пушки на ОСЗ переделали 16 6" пушек обр.1867
г.
Длина орудия составляла 4267/28 мм/клб. На длине 2388
мм оно скреплялось одним рядом колец. Длина канала 3816/25 мм/клб, нарезной
части 2875 мм. Крутизна нарезов переменная (у дула-25 клб). Число нарезов
36, глубина нарезов 1,524мм. Вес клинового замка 172 кг. Вес нового орудия
с замком 4177 кг, а переделанного из обр.1867 г. - 4341 кг.
Первоначально в б/к входили снаряды с двумя медными поясками
длиной 2,5 клб: закаленного чугуна весом 37,26 кг и обыкновенного чугуна
весом 33,4 кг с ВВ 1,95 кг. К ним был принят заряд 17,2 кг ПП пл.1,75.
У 37,26-кг снаряда V = 535 м/с, у 33,4-кг снаряда V0= 555 м/с и дальность
3860 м при угле +6°.
Позже были приняты 41,5-кг снаряды от 6"/35 пушек и к
ним заряд 21,5 кг бурого пороха. V0 = 542 м/с и дальность 6405 м при угле
+12°. На 1889 год в Морском ведомстве насчитывалось 6"/28 пушек (новых
и переделанных): на судах БФ - 73, в запасе - 4;
на судах ЧФ - 8, в запасе - 5 и два орудия на судах Сибирской
флотилии. Итого: на судах - 83, в запасе - 9. На Балтике 6"/28 пушки имели КР «Герцог Эдинбургский» (5), «Минин» (8), «Рында» (4), «Джигит» (2), «Крейсер»
(2), «Наездник» (1), «Разбойник» (2); ПБ «Не тронь меня» (2) и др. На Черном море - КР «Память Меркурия» (6) и «Березань» (3); на
Сибирской флотилии - КЛ «Бобр» (1) и «Сивуч»(1).
Сначала 6"/28 пушки обр.1877 г. устанавливались на деревянных
станках от 6" пушек обр.1867 г. В 1879 году генерал Пестич спроектировал
первый отечественный железный станок для 6" орудий. Он предназначался для
6"/28 пушек и имел компрессор трения системы Амстронга. По чертежам Пестича
ОСЗ в 1881 году изготовил 8 станков для корвета «Витязь», однако в ходе
их полигонных испытаний в июле 1881 года произошел ряд поломок. Поэтому
АО МТК решило приспособить эти станки для 6" орудий обр.1867 г.
В 1882 году ОСЗ изготовил 6" станок Пестича нового чертежа.
Испытания его выявили также ряд неисправностей, но за отсутствием лучшего
6 таких станков были изготовлены ОСЗ в 1883 году, а затем установлены под
6"/28 пушки на КР «Ярославль» («Память Меркурия»).
В 1884 году МЗ изготовил 14 6"/28 станков Пестича для
фрегата «Дмитрий Донской» по чертежам станков для КР «Память Меркурия»,
внося при этом некоторые изменения.
Впоследствии Пестич создал проект станка со струнным компрессором
для 6"/35 пушки, который мало отличался от 6"/28 станка. Новые станки заказали
МЗ в качестве временных для 6"/35 пушек КР «Адмирал Нахимов».
При испытании 12 октября 1887 года 6"/35 станок Пестича
был поврежден, и МТК решил заказать ОСЗ 10 станков Дуброва для «Нахимова»,
а 10 станков Пестича отправить на перевооружаемые суда: КР «Минин» и винтовые
клипера под б"/28 пушки. Станки Пестича на открытых батареях могли устанавливаться
как постоянные бортовые или как переводные (для стрельбы на оба борта).
Механизм вертикального наведения имел две зубчатые дуги.
Угол ВН от -8° до +13 - 15°. Угол ГН около 140°. Высота оси цапф над палубой
1118 мм, длина платформы 3378 мм. Самонакатывание станка производилось
за счет наклона платформы (на первых орудиях угол 2,5°, в последующем 5°).
Вес станков с платформой от 3317 до 4193 кг. Расчет 12 человек.
В 1890 году на МЗ началась переделка станков Пестича с
заменой струнных компрессоров гидравлическими. Цилиндр компрессора был
закреплен на платформе, а шток связали со станком. Длина отката стала 810
мм.
В 1881 году Попов представил чертеж станка для 6"/28 пушки.
В 1882 году ОСЗ изготовил опытный экземпляр, в том же году его испытали
зарядами 8,19- 15,56 кг. Станок не полностью отвечал ТЗ, но лучших не было,
и 12 станков, изготовленных ОСЗ, установили на КР «Владимир Мономах».
Станки коробчатые. Подъемный механизм - зубчатая дуга.
Компрессор механический, наружный, системы Скотта. При откате станок двигался
по станине, а при накате ставился на роульсы. ГН осуществлялось особым
воротом, соединенным с зубчатым погоном системой зубчатых колес.
Угол ВН при высоте нижнего пояска порта от палубы 6096
мм -6°...+12°. Высота оси цапф от поясков 1041 мм. Длина платформы 3556
мм, длина отката 1370 мм. Угол наклона платформы 3°.
Кроме того, в 80-х годах часть 6"/28 пушек была установлена
на станках, переделанных по проекту полковника Амельфина из станков от
8" пушек обр.1867 г. Эти станки стояли на ПБ «Первенец», клипере «Крейсер»
и др.
|