6"/35 пушка обр.1877 г.Проектирование 6"/35 скрепленной кольцами
пушки начали в 1882 году. После рассмотрения многих вариантов остановились
на проекте Бринка. Первая 6"/35 пушка поступила с ОСЗ на полигон 10 октября
1885 года. Она состояла из внутренней трубы, на которую было надето 5 рядов
скрепляющих колец, кожуха, соединительного кольца и цапфенного кольца.
Сзади на кожух навинчивался казенник. Затвор поршневой, по типу Трель де
Болье.
В 1887 году ОСЗ закончил первые 18 серийных 6"/35 пушек
Бринка, предназначенных для БР «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп».
В 1885 году ОСЗ получил из Англии с завода Easton and
Anderson чертежи 6" проволочного орудия, по образцу которого изготовил
в 1887 году 6"/35 проволочную пушку. После ее испытаний и доработки чертежей
изготовили 10 6"/35 проволочных пушек для БР «Император Николай I», КЛ
«Отважный» и «Гремящий».
6"/35 серийная проволочная пушка состояла из внутренней
трубы, на среднюю часть которой навито 46 рядов проволоки, стального кожуха,
кольца для соединения кожуха со стволом, кольца для соединения кожуха с
казенником и цапфенного кольца.
На протяжении 1626 мм ствол скреплялся только 46 рядами
проволоки прямоугольного сечения 1,27х6,6 мм, на протяжении 508 мм число
рядов проволоки постепенно уменьшалось, а над проволокой устанавливались
скрепляющие кольца. Проволока надевалась в холодном состоянии. Дульная
часть ствола была скреплена 4 кольцами. Внутреннее устройство ствола не
отличалось от также скрепленной кольцами 6"/35 пушки.
Замки пушки, скрепленной кольцами, и проволочной имели
различия - в частности, у последней открывание и закрывание затвора производилось
одним движением рукоятки.
В 1890 году, когда первые 10 орудий были уже изготовлены,
ОСЗ получил наряд на 35 6"/35 пушек для БР «Наварин» и «Георгий Победоносец»,
КР «Рюрик» и «Скобелев», КЛ «Отважный» и «Гремящий». Но вскоре инженер
ОСЗ Колокольцев представил чертежи новой двухтрубной проволочной пушки
весом 4914 кг. МТК решил все 35 заказанных пушек делать двухтрубными. Ее
испытания были начаты в январе 1892 года.
Из-за принятия на вооружение 6"/45 пушек Канэ заказ на
6"/35 двухтрубные пушки сократили с 35 до 18 пушек (1 пробная пушка, 8
установили на «Наварин», 7 на «Георгий Победоносец», 1 на «Отважный», 1
на «Гремящий»). Двумя проволочными однотрубными пушками, предназначенными
для «Отважного» и «Гремящего», вооружили крейсер «Скобелев».
6"/35 двухтрубная проволочная пушка состояла из основной
трубы, которая скреплялась 36 рядами проволоки и стальной оболочкой, надетой
вплотную, но без стягивания. Ближе к дулу скреплением служили кольца или
цилиндры. Внутренняя труба из мягкой стали вставлялась в ствол в холодном
состоянии (без стягивания, но и без большого зазора).
В 1904- 1905 годах девять 6"/35 пушек Бринка со станками
установили на железных баржах Амурской флотилии. 30 марта 1906 года эти
орудия сдали на Хабаровский артсклад. 18 марта 1913 года четырнадцать 6"/35
пушек на станках Вавассера были переданы Сухопутному ведомству и установлены
на береговых батареях Свеаборга. Единственный экземпляр пушки сохранился
там и поныне.
6"/35 пушки имели 36 нарезов глубиной 1,524 мм. Вес орудия
с замком: скрепленного кольцами - 6388 кг, проволочного однотрубного -
5078 кг, проволочного двухтрубного- 4914кг. Скорострельность - 1 выстрел
в минуту.
В б/к 6"/35 пушки входили тяжелые снаряды весом 54 - 56
кг и длиной 3,6 клб и легкие весом 41,5 кг и длиной 3- 3,5клб. Заряд для
всех снарядов был одинаков - 22,9 кг бурого пороха. У тяжелых снарядов
V0 = 578 м/с, у легких - 701 м/с. Дальность 7469 м при угле +12° и 8784
м при угле +15°23'.
Для 6"/35 пушек в 1887 году МТК утвердил проект берегового
гидравлического станка системы Дуброва (тогда его называли Вавассера -
Дуброва). В 1888 году был испытан его опытный образец, изготовленный ОСЗ.
Сразу же после окончания испытаний ОСЗ получил заказ на 21 6"/35 станок
для БР «Император Александр II» и КР «Память Азова».
Откат станка происходил по наклонной платформе с углом
+10°. Цилиндры гидравлического компрессора откатывались вместе со станком.
Длина отката 711 мм. Самонакатывание происходило только под действием силы
тяжести. Подъемный механизм-зубчатая дуга. Угол ВН -5°...+15° для «Александра
II» (-5°...+13°). Угол ГН, допускаемый портом. 116° (120°). Угол ГН на
выступах: носовом 134° (132°), кормовом 123° (134°). Вес станка с платформой
4259 кг. В походном положении станок откатывался от борта и ставился параллельно
диаметральной плоскости судна. При этом платформа со станком передвигалась
по винту, скрепленному со стрелой. Время перевода в походное положение
- 5 минут. Затем ОСЗ изготовил еще 10 станков Дуброва для КР «Адмирал Нахимов».
В 1886 году Крелем был спроектирован б"/35 гидравлический
бортовой станок, сходный с 8" станками Вавассера на КР «Дмитрий Донской»,
но имевший ряд изменений. В частности, взамен центрального штыра на новом
станке боевой штыр крепился на палубе впереди платформы, которая соединялась
с ним наклонной стрелой.
Угол ВН станка составлял -4°...+12°. Подъемный механизм секторный. Длина отката 1066 мм. Накат - самонакатыванием. Угол наклона
рамы 7°. Угол ГН 90°. Высота оси цапф 1003 мм. Вес станка с платформой
5101 кг. Опытный станок Креля был изготовлен МЗ. По результатам испытаний
проект откорректировали: длину отката уменьшили до 711 мм, наклон платформы
увеличили до 10°, вес станка с платформой уменьшили до 3730 кг.
По новому проекту МЗ заказали 21 станок Креля для черноморских
броненосцев, а опытный станок в 1886-начале 1877 года испытывали на морской
батарее Охтинского поля, затем он был установлен на корабле учебно-артиллерийского
отряда «Первенец».
В 1886 году Путиловский завод получил заказ на 6 станков
Вавассера на центральных штырах для 6"/35 орудий. В том же году два первых
станка были испытаны на Охте. Угол ВН -7°55'...+25°. Время поворота на
180° двумя номерами- 20 с. Вес станка с основанием 4520 кг. Позже первый
станок установили на КЛ «Кореец», а второй, вес которого был уменьшен до
4128 кг, - на КЛ «Манджур».
Затем Путиловскому заводу заказали 4 станка со щитами
для черноморских КЛ и 16 станков без щитов для КР « Адмирал Корнилов».
У всех 14 6"/35 орудий, установленных на КР «Корнилов», станки были с центральным
штыром. Устройство откатной части то же, что и у 8"/30 бортового станка
Дуброва.
Штыровое основание представляло собой литой стальной круг.
К нему крепилось винтовое колесо, заменяющее зубчатый погон для ходовой
шестерни. К донной связной доске поворотной рамы крепился штыр, который
с помощью болта и шайбы был связан со штыровым основанием.
У серийных станков угол ВН -7°..+20°. Скорость ВН 2,7
град/с. Угол ГН 180°. Скорость ГН двумя номерами расчета 4,5 град/с. Длина
отката максимальная 711 мм. Вес станка с платформой и основанием, но без
щита 3931 кг. Вес щита - 983 кг. |