152/45-мм пушка КанэВ начале 1891 года во Франции
русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм
пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами,
и французы ухитрились получить огромную скорострельность - 12 выстр./мин
- из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм.
Управляющий Морским министерством
решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей, не
заказывая образцов орудий. 10 августа 1891 года был заключен договор с
обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ
представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей).
В 1893 - 1894 годах в сухопутной
артиллерии проводились опыты с 6"/50 пушкой Канэ. Но в 1895 году на вооружение
береговых крепостей приняли 6"/45 пушку Канэ. Другие орудия, в том числе
75/50-мм орудия Канэ, предлагались ГАУ, но приняты не были.
С 1.892 года ОСЗ приступил
к выполнению заказа. Только с 1 января 1897 по 1 января 1901 года завод
сдал 135 152/45-мм пушек, а с 1 мая 1900 по 1 мая 1901 года - 46. Несколько
позже производство орудий Канэ начал Пермский завод. В 1897 - 1900 годах
ему заказали 37 152/45-мм орудий. (Здесь
и далее речь идет только об орудиях Морского ведомства.)
В ходе войны 1904- 1905 годов
было отмечено несколько разрывов дульной части 152/45-мм пушек, поэтому
после войны развернули производство 152/45-мм орудий, скрепленных до дула.
Их устанавливали на КР типа “Адмирал Макаров”. Параллельно продолжалось
производство старых 152/45-мм пушек взамен расстрелянных. Всего ОСЗ в 1909-
1916 годах изготовил 215 152/45-мм пушек, а в 1917 году планировалось сдать 21 пушку. Пермский завод в 1914- 1916
годах выпустил 89 152/45-мм орудий, из них 9 скрепленных до дула. Последний
заказ Морского ведомства Пермскому заводу был на 23 орудия со сроком сдачи
с 1 сентября 1917 по 1 июля 1918 года. После февраля 1917 года производство
резко упало. В советское время ОСЗ и Пермский завод доделали лишь несколько
152/45-мм орудий.
К 25 ноября 1916 года на
БФ имелось 170 152/45-мм пушек. К 1 апреля 1917 года на ЧФ насчитывалось
132 152/49'-мм пушки, из них на судах 110, в действующей армии 14 и на
складах 8.
В годы гражданской войны
белые и красные интенсивно использовали 152/45-мм пушки на мобилизованных
судах “ железнодорожных установках. После 1924 года эти орудия применялись
лишь в береговой обороне. К 22 июня 1941 года на вооружении ВМФ находилось
196 152/45-мм пушек (в тем числе и
пушки бывшего Военного ведомства). Из них на БФ - 82 шт., СФ - 7 шт., ТОФ-70
шт., ЧФ и Дунайской флотилии - 37 шт.
152/45-мм пушки первого образца
состояли из трубы, кожуха и муфты. Длина ствола 6858 мм. Кожух скреплял
ствол на длине 3200 мм. Длина нарезной части 5349 мм. Первые партии орудий
имели постоянную крутизну нарезов в 30 клб, а последующие-переменную крутизну
от 71,95 клб в начале до 29,89 клб к дулу. Число нарезов 38, глубина нарезов
1,00мм. Затвор поршневой, весом 120 - 126 кг. Вес ствола с затвором 5815-6290 кг.
152/45-мм пушки, скрепленные
до дула, состояли из трубы, трех скрепляющих цилиндров, кожуха, казенника
и двух; колец. Внешние очертания пушки
стали существенно другим-я что потребовало изменения конструкции станков.
Вес пушки остался прежним.
Первоначально у всех снарядов
для 6"/45 пушки вес был одинаков - около 41,4 кг. Так, бронебойный снаряд
“старого чертежа” имел длину 2,8 клб и содержал 1,23 кг мелинита взрыватель
11ДМ. Фугасный стальной снаряд “старого чертежа” длиной 3 клб содержал
2,713 тротила, взрыватель 9ДТ Правда, часто, “в целях экономии” по-прежнему
отливали СИИ ряды из обыкновенного чугуна длиной 3,25 клб, с весом ВВ 1,365
кг черного пороха и ударной трубкой обр.1884 г.
Фугасные снаряды обр.1907
г. весили 41,46 кг, имели длину 3,2 клб, вес ВВ 3,7 кг тротила, взрыватель
обр.1913 Г. В 1915- 1916 годах снаряд обр. 1907 г. модернизировали - вес
увеличили до 49,76 кг, а длину до 4,1 клб. Фугасный снаряд обр.1915 г.
весил 41,46 кг, имел длину 4,1 клб, вес ВВ 5,8 Щ тротила, взрыватель обр.1913
г. или МР.
В 30-е годы в боекомплект
ввели фугасный снаряд обр.1928 г. весом 51,06 кг, длиной в 4,9 клб, вес
ВВ 3,1 кг.;
В конце 90-х годов появился
сегментный снаряд весом 41,8кг, длиной 2,7 клб. Снаряды снабжались последовательно
16, 30 и 45-секундными трубками. Снаряд содержал от 24 до 28 сегментов.
В 1915 году стали применять
шрапнель весом 41,46 кг, длиной 3,6 клб с 45-секундной трубкой, позже замененной
ТМ-10. Вес одной пули 21,3 г, диаметр 15,9 мм. С 1915 по 1940 год было
введено несколько типов осветительных снарядов. Наконец, в 1915 году приняли
ныряющий снаряд весом 48,1 кг и длиной 4,67 клб, вес ВВ 10,2 кг, взрыватель
НВ или НВ-2.
В 1916 - 1917 годах начали
поступать химические (удушающие) снаряды. Только одна партия содержала
3000 таких снарядов, переделанных из стальных практических.
К 22 июня 1941 года в ВМФ
имелось снарядов к 152/45-мм пушкам Канэ: фугасных 65 916 шт., шрапнелей
9224 шт. и осветительных 346 шт.
Пушки Канэ являлись первыми
в России патронными орудиями среднего калибра. Первоначально заряжание
в них было унитарным, но затем перешли к раздельному. Журналом МТК от 4
июня 1901 года для этого ввели укороченную на 19,3 мм гильзу, которая только
касалась дна канала. Длина новых гильз составляла 1095 мм, вес от 14,5
до 15,46 кг. Интересно, что в береговых 152/45-мм пушках оставили унитарное
заряжание.
К основным снарядам был принят
заряд бездымного пороха весом 11,5 - 12 кг, а к ныряющему снаряду - 1,2
кг.
Дальность стрельбы при
угле, м
Снаряд |
V0,
м/c |
20
град |
25
град |
40
град |
Фугасный
обр. 1907 |
792,5 |
11 523 |
12 437 |
14083 |
Фугасный
обр. 1907 модерн. |
752,9 |
14 083 |
15 546 |
18 473 |
Фугасный
обр. 1915 |
792,5 |
14 450 |
15 912 |
17 742 |
Фугасный
обр. 1928 |
735 |
16 641 |
18 290 |
21 765 |
Шрапнель |
793,5 |
11 895 |
- |
- |
Сегментный |
605 |
8649
(19 град) |
- |
- |
Ныряющий |
228,6 |
3109 |
- |
- |
14 января 1892 года АО МТК были
рассмотрены рабочие чертежи 152/45-мм и 120/45-мм установок Канэ на центральном
штыре. Чертежи утвердили и передали в производство на ОСЗ. Устройство обоих
станков аналогично. Подъемный механизм с зубчатой дугой. Угол ВН -6°...+20°.
Угол ГН 360°. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Накатник
пружинный. Длина отката 375 - 400 мм. Высота оси орудия над палубой 1150
мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Вес качающейся
части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с
орудием - 14 690 кг.
Летом 1916 года Балтийский
завод получил заказ на переделку 38 6"/45 станков Канэ для увеличения угла
ВН до +25°. Первый переделанный станок проходил испытания с 14 мая по 10
июня 1916 года. Станки на центральных
штырях при угле ГН 100° требовали больших портов, поэтому для закрытых
батарей были введены бортовые станки. Бортовой станок вращался в горизонтальной
плоскости на одном переднем и 4 задних катках. Ось вращения проходила через
порт. Вес установки 6961 кг.
Для 152/45-мм орудий, скрепленных
до дула, МЗ специально спроектировал станок на центральном штыре. Подъемный
механизм винтовой. Угол ВН -6°...+25°. Угол ГН 360°. Скорость ВН 3 град/с,
скорость ГН 5 град/с. Тормоз отката веретенного типа, накатник пружинный,
длина отката 380 мм. Высота оси орудия над палубой 1359 мм. Диаметр окружности
по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Щит башнеподобный, толщиной 76
мм, весом 3440 кг. Вес качающейся части 9170 кг. Вес станка без орудия
9992 кг, с орудием - 16 240 кг. Скорострельность 7 выстр./мин. Расчет 10
человек.
Летом 1912 года был испытан
станок обр.1911 г. на центральном штыре конструкции ОСЗ. Угол ВН -5°...+20°.
Угол ГН 360°. Максимальная длина отката 465 мм. Высота оси орудия oт основания палубы 1410 мм. Вес откатных частей
6740 кг, вес качающейся части 8990 кг. Вес установки с орудием 17330 кг.
30 мая 1912 года для БР “Три
Святителя” выделили 14 6"/ 45 станков обр.1911 г. В 1916 году 6"/45 станки
обр.1911 г. переделывались на Балтийском заводе, угол возвышения при этом
увеличился до +25°.
6"/45 башенные установки
в русском флоте изготавливались по собственным проектам четырьмя заводами:
Металлическим - 26 башен; Путиловским - 18; Обуховским - 16; Французским
- 6 башен для БР “Цесаревич” (по конструкции близки к установкам Путиловского
завода). ОСЗ изготовил по четыре башни на три БР типа “Севастополь” и на
БР “Ростислав”.
6" башенные установки ОСЗ,
наиболее ранних выпусков, существенно отличались от установок Путиловского
и Металлического заводов. Они оказались неудачными, и от их производства
пришлось отказаться. Особенностью установок ОСЗ было то, что вращающийся
стол был цилиндрический, а не эллиптический, как в прочих уравновешенных
установках, но ось сдвинута по отношению к оси подачной трубы назад.
В башнях размещались станки
Канэ на центральном штыре с демонтированным поворотным механизмом. ВН только
ручное. ГН от электромотора или вручную.
Путиловский завод изготовил
12 башен для БР “Император Александр III” и “Князь Суворов”. Вращающийся
стол эллиптической формы. Горизонтальные катки конические. Установка центрировалась
двумя системами (верхней и нижней) вертикальных катков. Станки тождественны
станкам Канэ на центральном штыре. Угол ВН -6°...+20°. Угол ГН для носовой
и кормовой башен 135°, для средней - 180°.
Вертикальное и горизонтальное
наведение производилось от э/д (ВН - 2х1,5 л.с., ГН - 1х10 л.с.). Скорость ВН 3,25 град/с, скорость ГН 5 град/с. Толщина
вертикальной брони 152 мм. Вес установки без брони и орудий 49 810 кг.
МЗ изготовил двухорудийные
6" башенные установки для БР “Бородино”, “Орел”, “Слава” (3х6) и КР “Богатырь”,
“Олег”, “Кагул”, “Очаков” (4х2) - итого 26 башен. Система
вращалась на конических катках. Башня центрировалась системой вертикальных
катков, а также особой цапфой (нижним штыром).
Наибольшие отличия от других
6" башенных установок имели станки МЗ. Башенные станки МЗ представляли
переходный этап от 6" станков Канэ к 6" станкам МЗ на центральном штыре.
Компрессор еще откатывался вместе с орудием, но два пружинных накатника
были неподвижны (они располагались по бокам станка). Подъемный механизм
- винт, связанный шарниром с обоймой.
ВН и ГН - от э/д. Угол ВН
-6°...+20°. Досылка снарядов (ручная) производилась в пределах углов заряжания
(-3°, +3°). Вес одного станка без орудия 3440 кг, с орудием 9271 кг.
|