10''/45 пушкаВ 1891 - 1892 годах Морское и Сухопутное
ведомства решили принять единую 10"/45 пушку. Иначе чем косностью мышления
адмиралов и генералов объяснить это нельзя. Адмиралы приняли решение с
опозданием на 5 лет скопировать английский броненосец “Центурион”, генералы
же, с одной стороны, мечтали о мощной дальнобойной береговой пушке, а с
другой стороны, боялись современных станков с откатом по оси орудия и еще
больше электрических приводов наведения орудия и подачи снарядов. Вдобавок
первые вознамерились сэкономить на весе орудий и получили непрочные стволы.
В результате баллистические данные морских пушек резко упали. Вторые на
весе ствола экономить не стали, и баллистика береговых орудий получилась
лучше, чем у морских. Но зато 10" береговые орудия оказались на примитивных
лафетах и имели очень низкую скорострельность.
Производство 10"/45 пушек велось на ОСЗ. К 1 мая 1901
года завод сдал Морскому ведомству 30 таких пушек.
Длина пушки составляла 11 430/45 мм/клб, длина канала
10983/43,2 мм/клб, длина нарезной части 9045 мм. Крутизна нарезов постоянная
30 клб (однако у части пушек была переменная, у дула 25 клб). Число нарезов
68, глубина нарезов 1,27 мм. Вес поршневого замка 400 кг. Вес орудия с
замком колебался от 22,5 т (у “Пересвета” и “Ростислава”) до 27,617 т (у
“Победы”). В отличие от 10"/45 береговых пушек морские орудия не имели
цапф.
В б/к пушек входили равновесные снаряды (225,2 кг) длиной
3,1 -4,0 клб, унифицированные с боеприпасами 10"/45 береговой пушки. Для
боевых стрельб использовались только стальные снаряды. Снаряды обыкновенного
чугуна при стрельбе боевыми зарядами часто раскалывались при вылете из
дула. Поэтому их использовали только для практических стрельб. Для большинства
пушек был принят заряд 65,6 кг бездымного пороха с V0 = 693 м/с
и дальностью 16836м при +35°. Пушки “Победы” имели V = 777 м/с и
дальность 20486 м при +30°.
10"/45 башенные установки для броненосцев береговой обороны
“Адмирал Ушаков”, “Адмирал Сенявин” и “Генерал-адмирал Апраксин” изготовили
на Путиловском заводе. Компрессор станков гидравлический, а накатник гидропневматический.
На “Ушакове” и “Сенявине” ВН осуществлялось посредством двух гидравлических
цилиндров, наполненных водой, штоки которых прикреплялись к качающимся
рамам. Был и резервный механизм с ручным приводом и зубчатой дугой. Угол
ВН -5°. ..+15°. ГН также имело гидравлический и ручной приводы. Угол ГН
270°. Толщина вертикальной брони 178 мм. На “Апраксине” впервые в русском
флоте приводы ВН и ГН делались электрическими. Угол ВН -5°... +35°. Вес
башни на “Апраксине” 244 т.
Испытания башен стрельбой : “Сенявин” - июль 1897 года;
“Ушаков” - сентябрь 1897 года; "Апраксин” - июль-август 1899 года.
|