12"/35 пушкаВ русском флоте состояли на вооружении пушки изготовления
заводов Круппа и Обуховского, имевшие ряд конструктивных отличий. 30 апреля
1886 года с фирмой Круппа был заключен контракт на шесть 12"/35 пушек.
Орудие состояло из толстой внутренней трубы, вставленной
с натяжением в казенную часть составного ствола. На ствол надевалось три
ряда скрепляющих колец. Затвор клиновой. Приводы затвора ручные. Вес окончательного
варианта 56855 кг. 12"/35 пушка стала последней 12" пушкой нашего флота
с цапфами и клиновым затвором.
К 1892 году на “Чесме” одна из 12"/35 пушек Круппа разгорелась,
и ее заменили 12"/35 пушкой Обуховского завода.
В 1888 году Обуховский завод представил МТК чертеж 12"/
:35 пушки по типу 12"/35 пушки Круппа. В 1891 году прошла испытания первая
12"/35 пушка Обуховского завода. Вес пушки 55 692 кг. 12"/35 пушка ОСЗ
отличалась от крупповской тем, что ее труба была вставлена прямо в кожух
и имела более •- короткие скрепляющие кольца.
В 1891 году при стрельбе из 12"/35 обуховской пушки тяжелыми
155-кг снарядами в 3,5 клб обнаружили прогиб ствола. После этого было решено несколько коротких колец заменить цилиндрами длиной от 1524 до
3048 мм. Так, в 12"/35 пушках для БР “Наварин” длину скрепляющих цилиндров
наружных 6-го и 5-го слоев увеличили на 1778 мм.
12"/35 пушки ОСЗ были установлены на броненосцах “Чесма”
- 1, “Георгий Победоносец” - 6, “Наварин” - 4.
В 1905 - 1909 годах Морское ведомство настойчиво пыталось
всучить ГАУ 12"/35 пушки, снятые с черноморских броненосцёв для установки
на береговых батареях. ГАУ ответило, благодаря береговой обороны эти орудия
боевой ценности не представляют. Скорострельность 12"/35 пушек к тому времени
составляла 1 выстр. в 10 мин. Тем не менее Морское ведомство хранило в
Севастопольском порту 11 годных 12"/35 пушек по крайней мере до 1917 года.
Длина ствола орудия 10 700/35,1 мм/клб, канала-9770/ 32
мм/клб. Число нарезов 68. Вес замка 1360- 1686 кг. Вес орудия 56 - 57 т.
В б/к 12"/35 пушек входили легкие снаряды весом 331,7
кг и длиной 2,6 - 2,8 клб и тяжелые весом 455 кг и длиной 4,2 клб. Легкие
и тяжелые бронебойные снаряды изготавливались из стали, а фугасные - из
обыкновенного чугуна.
Тяжелые фугасные снаряды обыкновенного чугуна весом 455
кг содержали 24,5 кг черного пороха. Ударная трубка французского типа.
В 1887 году заказано 780 тяжелых снарядов.
Легкие фугасные снаряды обычного чугуна весом 331,7 кг
содержали первоначально около 25 кг черного пороха, к началу века их стали
снаряжать 156 кг пироксилина.
Для тяжелых снарядов был принят заряд 147,4 кг бурого
пороха с V0 = 610 м/с; для легких 153 - 155 кг бурого пороха (в зависимости
от сорта) с V0= 637 м/с. Дальность стрельбы при угле +6° 6039 м, при +15°
10614 м. Тем не менее таблицы стрельбы были составлены лишь до 7320 м.
5 июня 1893 года провели первое испытание пироколлоидного
(бездымного) пороха из 12"/35 пушки. Вес заряда 102,4 кг, V= 786 м/с, давление
в канале ствола 2535 атм.
В начале века к 12"/35 пушке приняли заряд бездымного
пороха весом 68,8 кг, баллистические данные остались прежними.
12"/35 барбетные установки БР “Чесма” заказали МЗ 5 июня
1886 года. Первая установка прошла испытания в мае 1887 года. Осенью 1888
года все три установки собрали на “Чесме” в Севастополе. При испытаниях
было обнаружено, что при повороте всех трех установок на один борт корабль
получал крен в несколько градусов, при этом вращение установок становилось
затруднительным.
Станки имели гидравлический компрессор, состоявший из
двух цилиндров, заполненных оленафтом. При откате цилиндры оставались неподвижными.
Самонакатывание происходило по раме с наклоном 6°, дополнительно устанавливался
гидравлический накатник с двумя цилиндрами, заполненными водой. Подъемный
механизм гидравлический, связанный с качающейся частью специальной тягой,
кроме того, имелся резервный ручной подъемный механизм с зубчатой дугой.
Поворотный механизм состоял из двух гидравлических цилиндров с водой, штоки
которых действовали на цепи Галля, надетые на зубчатый обод, прикрепленный
к центральной трубе.
Досылка снарядов производилась с помощью гидравлического
телескопического прибойника.
Все гидравлические приводы работали от шести паровых помп,
каждая из которых могла обслуживать любую установку.
Угол ВН -2°...+15°, угол ГН для носовых установок 214°,
для кормовой - 280°. Скорость ГН 3 град/с (по проекту). Длина отката 991
мм. Диаметр платформы установки 8992 мм. Толщина верхнего прикрытия 38
мм. Вес установки без брони 146,16 т, с броней - 160 т.
12"/35 барбетные установки БР “Георгий Победоносец” заказали
Путиловскому заводу 14 октября 1889 года. Станки по устройству были близки
к установленным на “Чесме”, за исключением ряда механизмов. Так, например,
гидравлический тормоз отката выполнял функции наката. Угол ВН -5°...+15°,
угол ГН носовых установок 200°, кормовой - 270°. Скорость ГН 3 град/с (по
проекту). Вес установки с броней около 160 т (по проекту).
12"/35 башенные установки БР “Наварим” спроектировала
в Англии фирма Easton and Anderson. Проект был утвержден МТК в феврале
1891 года. Рабочую документацию разработал ОСЗ, который и изготовил обе
установки. Первая прошла испытания в 1895 году.
В станках “Наварина”, в отличие от остальных 12"/35 станков,
откат орудий производился по оси орудия, а не вдоль наклонных направляющих
поворотной рамы. Тормоз отката гидравлический, он же выполнял функции накатника,
при откате цилиндры тормоза были неподвижны. Досылка снарядов производилась
под .углом +15° с помощью гидравлического телескопического прибойника.
Приводы ВН и ГН гидравлические. ВН осуществлялось с помощью штока, шарнирно
связанного с качающейся частью, а ГН - с помощью двух полиспастов с проволочными
тросами.
Угол ВН -4°...+12,5°, угол ГН носовой башни 243°, кормовой
- 214°. Скорость ГН носовой башни 4,6 град/с, кормовой - 3,5 град/с. Длина
отката максимальная 711 мм. Диаметр башни 61 112 мм. Вес башни 169 041
кг. Скорострельность 1 выстрел за 2 мин 22 с.
|