12"/40 пушкаПроектирование 12"/40 пушки было начато ОСЗ согласно журналу
МТК от 18 октября 1891 года. В марте 1895-го проведены испытания стрельбой
первой 12"/40 пушки, изготовленной ОСЗ.
12"/40 пушка стала орудием нового поколения. Это было
первое 12" орудие, проектировавшееся под заряды бездымного пороха. Оно
не имело цапф и было первым с поршневым затвором.
Скрепление орудия состояло из трех рядов цилиндров и колец.
На скрепленный ствол надевался кожух, в который ввинчивался казенник с
резьбой для поршневого затвора. Длина ствола 12 192/40 мм/клб, нарезной
части - 9611 мм, каморы - 1965,9 мм. Число нарезов 68. Глубина нарезов
1,78 мм. Крутизна нарезов смешанной системы: в начале на длине 0,5 клб
-нарезы постоянной крутизны, затем- прогрессивной крутизны и
в конце на длине 4 клб - постоянной крутизны. Вес затвора около 800 кг.
Вес орудия с затвором по проекту (на август 1892 года) - 42 834 кг, в 1914 -
1917 годах изготавливали орудия весом 44 250 кг.
Сдача орудий велась ОСЗ с 1895 по 1906 год. С началом
первой мировой войны ОСЗ и английским заводам были выданы новые заказы
на 12"/40 пушки для замены расстрелянных орудий. В 1915 - 1916 годах ОСЗ
сдал 20 пушек, и еще 4 планировалось в 1918 году.
12"/40 орудия установили на броненосцах “Три святителя”
(4), “Сисой Великий” (4), типа “Севастополь” (3х4), “Ретвизан” (4), “Цесаревич”
(4), типа “Бородино” ( 5х4), “Потемкин” (4), типа “Евстафий” (2х4), типа
“Андрей Первозванный” (2х4) - всего 68.
На 25 ноября 1916 года имелось запасных 12"/40 орудий:
в Кронштадте - 11, в Севастополе - 8, на Обуховском заводе - 11 (изготовленных
в Англии).
В 30-х годах 6 12"/40 орудий установили на железнодорожных
транспортерах ТМ-2-12, которые несли службу на Дальнем Востоке.
12"/40 башенные установки для БР “Сисой Великий”, “Полтава”
и “Петропавловск” были заказаны МЗ 18 мая 1893 года. Еще две одноорудийные
установки для БР “Севастополь” - 20 ноября 1894 года Обуховскому заводу
по чертежам МЗ. Металлисты сдали все 6 башен с мая по сентябрь 1895 года.
Испытания стрельбой были проведены на “Сисое Великом” в октябре 1896 года,
на “Полтаве” в июне 1900 года и на “Севастополе” в сентябре 1900 года.
Все приводы установок гидравлические. Угол ВН -5°...+15°.
Скорость ГН гидравлическим приводом 2,2 град/с. Время от-крывания гидравлического
замка- 14 с. Фактическое время заряжания орудия на “Сисое Великом” в 1896
году 2 мин 22 с. Длина отката фактическая 864 - 965 мм. На “Сисое Великом”
толщина вертикальной брони 305 мм и вес всей брони 358 т, на “Полтаве”
соответственно 254 мм и 316 т.
12"/40 башенные установки для БР “Три святителя”
заказали МЗ в мае 1892 года; испытаны стрельбой на корабле в декабре 1895
года. Это была последняя башенная установка с
гидравлическим приводом на ЧФ, тем не менее и в ней имелись
интересные нововведения: впервые подача снарядов производилась прямо из
трюма без передачи на нижнюю палубу;
впервые установки были уравновешены относительно оси вращения;
компрессор станка, помещенный под орудием, не сообщался с гидравлическим
трубопроводом, и накат орудия после выстрела производился не силой напора
из этого трубопровода, а энергией, накапливаемой при откате в особом аккумуляторе,
соединенном с воздушным резервуаром.
ВН гидравлическое и ручное, в обоих случаях осуществлялось
посредством зубчатой дуги, прикрепленной к станине прицельной рамы и соединенной
с бесконечным винтом.
ГН гидравлическое и ручное. В поворотном механизме с гидравлическим
приводом использовались тросы и полиспасты, а в ручном - цепь Галля.
Прибойники гидравлические, телескопические.
Угол ВН -5°...+15°, угол ГН 270°. Длина отката 815 мм.
Высота оси орудия над палубой 1829 мм. Вес установки 176 т.
12"/40 башенные установки для БР “Ретвизан” заказаны
МЗ в июне 1898 года. Обе установки были собраны на заводе, затем разобраны
и в 1900 году отправлены в США для монтажа на корабле. В башнях “Ретвизана”
впервые в отечественном флоте* применили электрические приводы наведения,
подачи снарядов и т.п. Ток во всех дореволюционных кораблях был постоянный.
Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Досылка снаряда
производилась телескопическим прибойником и приводом от э/д. Замок орудия
открывался только вручную.
Угол ВН -5°..+15°. Скорость ВН 2,5 град/с.
12"/40 башенные установки для БР типа “Бородино”
проектировались с июня 1898 года и изготавливались двумя заводами. Башни
для броненосцев “Бородино”, “Орел” и “Слава” делал МЗ, а для “Императора
Александра III” и “Князя Суворова” - Путиловский завод.
Приводы установок электрические. Тормоза отката гидравлические,
накатники гидропневматические. Установки МЗ и Путиловского завода имели
ряд конструктивных отличий, например, в прибойнике и т.п.
Угол ВН -5°...+15°, угол ГН ± 135°. Скорость ГН 3 град/с.
Толщина брони: вертикальной - 254 мм, крыши - 51 мм. Вес носовой установки
182 т, кормовой - 180 т (для башен Путиловского завода). На испытаниях
на “Славе” скорость заряжания составляла 1,5 мин.
12"/40 башенная установка БР “Князь Потемкин Таврический”
спроектирована и изготовлена “Обществом судостроительных, механических
и литейных заводов” в г.Николаеве. Сборку башен на корабле провели в октябре-декабре
1904 года, а первую стрельбу - 29 апреля 1905 года.
Приводы башни электрические. Башню обслуживали 9 э/д общей
мощностью 134 л.с. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический.
Длина отката максимальная 1067 мм. Механизм ВН секторный с электрическим
приводом. Для обстрела укреплений Босфора угол ВН был сделан необычно большим
-5°...+35° Скорость ВН 2,7 град/с. Угол ГН ± 130°, скорость ГН 3 град/с.
Скорострельность на приемных испытаниях башни - 1 выстрел за 4 мин. Толщина
вертикальной брони спереди 254 мм, сзади 127 мм (у кормовой башни - 102
мм). Вес откатных частей с пушкой 51,87 т, вес качающейся части 64,2 т.
Полный вес носовой установки 63,64 т, кормовой - 57,4т.
12"/40 башенные установки БР типа “Андрей Первозванный”
проектировались МЗ с июля 1903 года. Их принципиальным отличием стала повышенная
скорострельность, время заряжания было доведено до 30 с. Для этого, в
частности, существенно переделали замок пушки.
Заказы на 12"/40 установки распределялись следующим образом:
МЗ - для БР “Андрей Первозванный” и “Чесма”, ОСЗ** -для БР “Евстафий” и
“Иоанн Златоуст”, Путиловскому заводу - для БР “Император Павел I”. Все
установки проектировались по чертежам МЗ. Позже заказ на перевооружение
“Чесмы” был отменен.
Все приводы в башнях электрические. В марте 1911 года
на БР “Андрей Первозванный” и “Павел I” начали работы по установке муфт
Дженни, окончательно их завершили весной 1913 года.
Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический.
Угол ВН -5°...+35°. Угол ГН носовой башни 270°, кормовой
- 300°. Скорость ВН 2,7 град/с*, скорость ГН 2,4 град/с.
Бронирование: вертикальная броня спереди и с боков 203
мм, сзади 254 мм, крыша 63,5 мм (у “Евстафия” и “Иоанна Златоуста” вертикальная
броня 254 мм кругом). Полный вес установки 221 719 кг.
|