356/52-мм пушка356/52-мм пушки предназначались для вооружения линейных
крейсеров типа “Измаил”. Первоначально Морское ведомство планировало заказать
76 356/52-мм орудии, из них 48 собирались поставить на крейсера, 24
- запасные
к крейсерам и 4 - на морской полигон. 36 орудий было заказано заводу Виккерса
в Англии и 40 - ОСЗ. 356/52-мм пушки МА не следует путать с 356/52 пушками
Сухопутного ведомства (СА). В 1912 - 1914 годах ГАУ заказало ОСЗ 17 356/52-мм
пушек СА, отличавшихся от морских большим весом и большим объемом каморы.
До октября 1917 года из Англии поставили не менее 10 356/52-мм пушек, а
ОСЗ не сдал ни одной. Полигонные испытания 356/52-мм пушек прошли в 1917
году на специальном полигонном станке Дурляхера. В 1922 году на ОСЗ хранилось
8 готовых пушек Виккерса и 7 недоделанных орудий ОСЗ, готовность 4 из них
составляла 60%.
Заказ на первые четыре башенные установки для КР “Измаил”
выдали Металлическому заводу в 1913 году. Работы по башням завод полностью
прекратил 16 августа 1917 года, не сдав ни одной башни или хотя бы станка.
Устройство 356/52-мм башен близко к устройству 305/52-мм башен. Интересным
новшеством стало то, что основные э/д башни должны были работать на переменном
трехфазном токе, а не на постоянном, как на всех кораблях дореволюционного
флота.
Длина ствола составляла 18 490/52 мм/клб, нарезной части
14985 мм, число нарезов 84, крутизна их хода 30 клб, глубина нарезов 2,67
мм. Вес затвора 1,5 т. Вес ствола с затвором 82,0- 83,3 т. Трехорудийная башенная установка: угол ВН -5°...+25°.
Скорость ВН 3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Длина отката около 1500 мм.
Диаметр шарового погона 10 190 мм. Броня: лоб, бок и зад
- 300 мм, крыша - 125 мм, качающийся щит - 50 мм. Вес качающейся части одного орудия 127,7
т, вращающейся части башни- 1210 т, вес всей башни 1390 т. Скорострель-ность
1,5- 2,5 выстр./мин. Б/к 80 выстрелов на ствол, из которых 60 для быстрой
стрельбы и 20 - с перегрузкой. Башню обслуживало 18 двигателей переменного
тока общей мощностью 510 л.с.
Полигонный станок, установленный на Ржевке, первоначально
имел угол ВН 0°...+40°, но после модернизации в 30-х годах его довели до
+60°. Угол ГН при малых углах возвышения 360°, а при больших 30°. Фактическая
скорострельность - 1 выстрел за 6 - 7 мин. В годы войны полигонная установка
на Ржевке вошла в состав 1-й батареи НИМАП и вела огонь по врагу. В 20
- 30-х годах разработали несколько проектов использования
356/52-мм пушки - от морских мониторов до береговых установок. Но реализовали
только один вариант - монтаж этих пушек (завода Виккерса) на железнодорожной
установке ТМ-1-14: три из них были на Балтийском побережье и три
- на Дальнем
Востоке. Для замены орудий на ТМ-1-14 завод “Баррикады” перед войной спроектировал
356/52-мм орудия в скрепленном (ТПШ-01) и лейнированном варианте (ЛТПШ-01)
и начал их изготовление, Первоначально к 356/52-мм пушкам приняли снаряды весом
747,8 кг: бронебойный обр.1911 г. длиной 3,9 клб, В В
- 20 кг и фугасный
(полубронебойный) обр.1913 г. длиной 4,5 - 4,75 клб, ВВ
- от 66 до 82 кг.
В 1939 году - фугасный дальнобойный весом 512,5 кг, длиной 5,0 клб, ВВ
- 88,2 кг, однако снарядов последнего типа из- готовили крайне мало.
Снаряды обр.1911 г. и обр. 1913 г. имели одинаковую баллистику:
V= 731,5 м/с и дальность 23,2 км при +25° и 31,02 км при +50°. Вес заряда
203 кг пороха марки 356/52. Дальнобойный снаряд имел 1/д = 980 м/с и даль-
ность 34,86 км при +25° и 52,86 км при +50°. Вес заряда
230 кг пороха марки 305/52. К 22 июня 1941 года ВМФ располагал 633 бронебойными
и 878 фугасными снарядами. За годы войны израсходовано 397 снарядов и получено
503 снаряда от промышленности.
356/52-мм пушки интенсивно использовались в опытах по
сверхдальней стрельбе. Уже в июне 1921 года Пермский завод сдал первые
15 “комбинированных” снарядов. Так тогда назывались подкалиберные 356/203-мм
снаряды. Однако стрельбы показали, что пологая нарезка 356/52-мм пушек
рассчитана на тяжелые 747,8-кг снаряды, при стрельбе сверхлегкими и подкалиберными
снарядами получалось большое рассеивание. Поэтому в 1934
- 1936 годах два
356/52-мм орудия были перестволены в 368-мм с более крутой нарезкой. Согласно
таблице стрельбы 1937 года новые 368/220-мм подкалиберные снаряды должны
были иметь V = 1390 м/с и дальность 120,5 км. Вес снаряда с поддоном 252,1
кг, вес “активного” снаряда 140 кг. 368-мм орудия предполагалось устанавливать
на транспортеры ТМ-1-14. Однако из-за загруженности заводов другими заказами
и отсутствия потенциальных целей после возвращения СССР Эстляндии и Курляндии
перевооружение железнодорожных установок не состоялось. |