8"/45 (203-мм) пушка8"/45 пушка была спроектирована
на ОСЗ под руководством Бринка в 1892 году. Ствол орудия состоял из внутренней
трубы, двух скрепляющих цилиндров и кожуха. Нарезы прогрессивной крутизны.
Затвор поршневой системы Розенберга. Длина нарезной части 7530 мм. Число
нарезов 48. Глубина нарезов 1,65 мм.
Вес замка 201 кг, вес ствола с замком 12 183 кг.
8"/45 пушки, изготовленные
на ОСЗ, устанавливались на станках на центральном штыре и на одноорудийных
башенных станках.
К 1 мая 1900 года ОСЗ сдал
9 пушек, а к 1 мая 1901 года - еще 4. Одна из таких пушек экспонировалась
на Парижской всемирной выставке.
До 1903 года 8"/45 орудиями
вооружались КР “Россия” (4), “Громобой”(4), “Баян” (2), а также КЛ “Храбрый”
(2). В 1906 -1907 годах по две пушки установили на КР “Адмирал Макаров”,
“Баллада” и “Баян”. В 1915 - 1916 годах, при перевооружении крейсеров,
число 8" орудий на КР “Баян” и “Адмирал Макаров” было доведено до трех,
на “Громобое” - до восьми.
В июле - сентябре 1914 года
четыре 8"/45 пушки установили на открытой батарее острова Нарген и четыре
на открытой батарее острова Макилото (Крепость Петра Великого).
В 1915 году производство
8"/45 пушек на ОСЗ возобновили, чтобы заменить расстрелянные орудия. В
1916 году завод сдал 9 единиц, в 1917-м планировалось сдать еще 9, а в
1918-м - 8. Однако эти последние 17 орудий доделаны не были, наивысшая
степень готовности их составляла 75 %.
В ходе гражданской войны
8"/45 пушки устанавливались на плавбатареях и на железнодорожных установках
Сормовского завода. В 20-х и 30-х годах они состояли на вооружении береговых
батарей. К 22 июня 1941 года 8"/45 пушек на вооружении не было, но они
имелись в законсервированном состоянии. На 8"/45 станках на центральном
штыре устанавливали 152-мм пушки Б-38.
Первоначально (до 1907 года)
в состав боекомплекта входили бронебойный, фугасный и сегментный снаряды
весом 87,8 кг и длиной 2,5 - 2,6 клб. Причем сегментные снаряды оснащались
45-секундными дистанционными трубками. Затем на вооружение принимаются
снаряды обр.1907 г.: фугасный весом 87,8 кг, вес ВВ - 9,3 кг,
длина 3,04 клб, взрыватель обр.1913г. и полубронебойный весом 106,9 кг,
вес ВВ - 9,3 кг, длина 3,95 клб, взрыватель МРД.
В 1915- 1916 годах в боекомплект
поступают новые снаряды: полубронебойный обр. 1915 г. весом 112,2 кг, ВВ - 7,9 кг, длина 3,9 клб с МРД и шрапнель весом 116,8 кг, длина 3,86 клб
с 45-секундной трубкой, замененной впоследствии ТМ-10, и ныряющий снаряд
длиной 5 клб. Заряжание 8"/45 пушки - картузное зарядами бездымного пороха
марки 203/45. Вес заряда 29 - 32 кг, для шрапнели - 28кг.
Дальность стрельбы старым
фугасным и бронебойным снарядами весом 87,8 кг - 11 163 м при угле +15°
и 13 000 м при угле +20,2°. Дальность стрельбы при угле +18° фугасным снарядом
обр.1907 г. - 13 169 м, полубронебойным обр.1907 г. - 16095 м, полубронебойным
обр.1915 г. - 15 920 м и шрапнелью- 13 260 м. 8"/45 станки на центральном
штыре были спроектированы на Обуховском заводе по образцу 6"/45 станков
Канэ на центральном штыре.
Характерное отличие 8"/45
станка от 6"/45 Канэ - наличие двух секторов подъемного механизма вместо
одного. Угол ВН -5°...+18°, угол ГН - 360°. Длина отката 429 - 476 мм.
Высота оси цапф от основания тумбы 1410 мм, диаметр окружности крепежных
болтов 2160 мм. Вес откатных частей с орудием 18 500 кг, качающейся части
- 21 620 кг. Вес установки со щитом около 28,5 т.
Все действия с 8"/45 установкой,
включая наведение, производились исключительно вручную. В 1908 году на
Морском полигоне состоялись испытания 8"/45 станка, к которому фирмой“Дюфлон и К°” было приспособлено два э/д (4
л.с. к подъемному механизму и 2 л.с. к поворотному). Моторы имели только
одну скорость (3°10' в секунду вертикальную и 2°24'
в секунду горизонтальную), что послужило одной из причин отказа от данной
системы электрического наведения.
Одноорудийные башенные установки
для КР “Баян” (потопленного в Порт-Артуре) и “Адмирал Макаров”. строившихся
во Франции, были изготовлены французами, за исключением станков “Адмирала
Макарова”, изготовленных на МЗ.
В июле 1905 года МЗ представил
проект 8"/45 башенных одноорудийных установок для КР “Баян” и “Паллада”.
Проект оказался очень близким к французским установкам. Все четыре установки
были сданы заводом в ноябре 1908 года и испытаны на “Палладе” 19 августа
1910 года и на “Баяне” в мае 1911 года.
ВН - производилось сектором,
укрепленном на правой стороне станка. Угол ВН -8°...+22°. Тормоз отката
гидравлический, накатник пружинный. Заряжание могло производиться при углах
-8°...+5°. Из всех операций электрифицировали только две - горизонтальное
наведение и подачу боеприпасов, для чего имелось два электродвигателя по
5 л.с. каждый. Открывание затвора, ВН, досылка снаряда цепным прибойником
и другие операции производились вручную. Скорость ГН от электродвигателя
- 2° в с, скорость ВН вручную 1,6° в с. Вес станка без орудия 11 172 кг.
Толщина вертикальной брони 132 мм, крыши 44 мм.
Впервые в русском флоте на
мониторе “Смерч” применили башни системы Кольза. Первоначально в каждой
башне устанавливалось по два 60-фн орудия № 1. В 1867 году “Смерч” получил
две 8" крупповские пушки обр.1867 г. В 1870 году-две 9" пушки обр.1867
г., изготовленные ОСЗ. Станки с 9" пушками были так сопряжены с амбразурами,
что максимальный угол возвышения вперед составлял 2,5°, что соответствовало
1296 м (7 кбт), а перпендикулярно борту 1,5°, то есть 740 м (4 кбт).
Рассматривался вариант перевооружения
“Смерча” четырьмя 8"/35 пушками, но потом решено было оставить 9" пушки,
а в 1887 году, чтобы увеличить угол возвышения орудий, станки подняли.
Диаметр башни (внешний) 6700 мм, толщина вертикальной брони 114 мм.
На однобашенных мониторах
ставили башни системы Эриксона. С 1865 года по 1867 - 1868 годы их вооружали
9" гладкоствольными пушками с чугунной оболочкой, а затем заменили 15"
чугунными гладкоствольными орудиями (кроме монитора “Единорог”, перевооруженного
10,75" гладкоствольными пушками). Позже приступили к перевооружению мониторов
9" пушками обр.1867 г. Последние 15" пушки сняли в 1873 году.
Всей массой башня опиралась
на опорное палубное кольцо. Для поворота она поднималась на центральной
опорной колонне диаметром 305 мм. Колонна опиралась на днищевой фундамент,
после поворота башни вновь опускалась.
На мониторе “Колдун” с 1873
по 1876 год проводились опыты по подъему башни с помощью гидравлического
подъемника, изготовленного по американским чертежам. Первые испытания оказались
неудовлетворительными из-за конструкции самого подъемника. В 1875 году
после ряда переделок испытания продолжили. Башню поднимали 24 раза, время
подъема составляло от 3 до 7 мин, что также признали неудовлетворительным.
Опыты были прекращены.
Станки в башнях изготовлялись
по американским чертежам. Компрессор струнный. Подъемный механизм для гладкоствольных
пушек имел одиночный винт, проходивший через винград орудия и упиравшийся
в “хвост” станка. При установке 9" передних орудий первоначально использовался
двойной винт. Матка для винтов подъемного механизма крепилась к донной
доске скобой. Позже двойной винт заменили зубчатой дугой, которая располагалась
у правого орудия справа, а у левого слева.
Угол ВН (для 9" пушек однобашенных
мониторов) -4°...+9°. Мертвый угол на корму 40°. Высота оси цапф над полом
башни 1283 мм. Длина отката максимальная 1905 мм. Вес станка 3767 кг. Внутренний
диаметр башни 6380 мм. Высота башни 2743 мм. Мощность, необходимая для
поворота башни,15 л.с.
На двухбашенных лодках и
башенных фрегатах устанавливались станки Пестича, первоначально спроектированные
для 15" пушек. Подъемный механизм одинаков с однобашенным станком. С установкой
9" пушек был применен сначала двойной винт, а затем зубчатая дуга.
Угол ВН (для 9" пушек) -4°...+8,5°.
Высота оси цапф над палубой 1625 мм. Длина отката максимальная (для 9"
пушки) 2440 мм. Вес станка 3669 - 3767 кг.
Первый гидравлический компрессор
в нашем флоте испытали в 1874 году на 9" башенном станке Пестича. Компрессор
имел один цилиндр, соединенный с рамой, а шток его крепился к станку. При
стрельбе 9" пушка обр.1867 г. при заряде 16,4 кг ПП давала откат от 1067
до 1278 мм. |