100-мм универсальная палубная установка обр. 1940 г. Б-34
В связи с неудачными испытаниями Б-14 в октябре 1935 г. было принято решение
о создании новой 100-мм морской зенитной пушки. Постановлением СТО от 13 марта
1936 г. № ОК-60СС заводу "Большевик" было поручено изготовить к 10 октября 1936
г. две опытные 100/50-мм зенитные установки Б-34 без силовой синхронной
передачи.
Опытный образец Б-34 был изготовлен на заводе "Большевик" в середине 1937 г.
и в августе 1937 г. начат его отстрел на НИАПе. Но согласно акту от 21 сентября
1937 г. этот образец был возвращен на завод для доработки. Полигонные испытания
продолжились и вновь актом от 16 декабря 1938 г. установка отправлена на
доработку. Испытания 1939 г. опять - таки завершились возвратом для внесения
изменений.
Автор не располагает отчетами испытаний Б-34 на крейсерах пр. 26 и 26бис, но,
очевидно, первые АУ Б-34 были в малобоеспособном состоянии. Приводов ССП, под
которые она проектировалась, не было, и первые АУ ставили на крейсера вообще без
электродвигателей.
В 1938 г. начались испытания свободных труб с глубокой нарезкой (1,5 мм), но
опыты НИИ-13 с ними затянулись, в результате чего, в 1939 г. трубы для КР
"Максим Горький" были изготовлены с мелкой нарезкой.
В связи с отсутствием в ПВО страны тяжелых зенитных орудий 19.05-29.07.1940
г. на Научно-исследовательском зенитном полигоне состоялись испытания АУ Б-34,
целью которых было принятие её на вооружение в качестве стационарной зенитной
установки сухопутных войск. Испытания показали, что полуавтоматика не была
отлажена, затвор открывался только вручную, из 150 выстрелов зафиксировано 12
отказов. Досылатель периодически досылал не с первого броска, а его питание
осуществлялось через внешний источник.
По заключению комиссии "система Б-34 не является достаточно отработанным
образцом и не может быть рекомендована для вооружения Красной армии".
Тем не менее завод "Большевик" вел её валовое производство и к 1.01.1941 г.
флоту было поставлено 42 АУ Б-34 (из них БФ - 12, ЧФ - 12, ТОФ -6, СФ - 6,
Каспийской флотилии - 4).
В апреле-мае 1941 г. были проведены полигонные испытания первого образца АУ
Б-34-У. АУ Б-34-У отличалась от Б-34 наличием пружинной полуавтоматики, вместо
пневматической, а также рядом мелких конструктивных изменений в досылателе и
спусковом устройстве.
В 1940 г. производство АУ Б-34 на заводе "Большевик" было прекращено и начата
подготовка по производству на Кировском заводе улучшенного образца АУ Б-34-У.
Однако, в связи с блокадой Ленинграда Кировский завод к производству Б-34-У так
и не приступил и оно в дальнейшем было передано на завод № Л им. Ворошилова в г.
Красноярск. В период с 1946 г. по 1950 г. завод № 4 изготовил 213 установок
Б-34-У.
Изменения в конструкции Б-34-У не устраняли полностью его недостатки
-ненадежность действия и частое выпадение патрона при его заряжании.
Оказались неудовлетворительными и почти не работали ручные установщики
дистанционных трубок (РУТ). Из-за этого АУ Б-34-У выпускались и устанавливались
без РУТов, что существенно снижало эффективность использования АУ при зенитных
стрельбах.
В установках Б-34 и Б-34-У также не работала силовая сихронно-следящая
передача - СССП и действовали только ручные приводы. В 1945-48 гг. ЦКБ-34 внесло
ряд изменений в конструкцию Б-34-У с целью размещения ПУС "З.енит-42" и
применения новой СССП типа МИСС-42. В название АУ ЦКБ-34 добавило буквы своего
индекса - "СМ", таким образом был получен образец Б-34-УСМ. Опытная установка
Б-34-УСМ в 1948 г. прошла полигонные испытания на Ржевке.
В 1949-1951 гг. заводом № 4 были изготовлены 41 АУ Б-34-УСМ, из которых 32
были установлены на СКР пр. 42 пр. 42 типа "Сокол", в 1953-54 гг. 6 АУ были
установлены на КР "Киров" взамен Б-34.
В 1951 г. производство АУ Б-34-УСМ было передано заводу № 75 МОП в Юрге,
который в 1951-52 гг. изготовил 30 установок Б-34-УСМ для береговых батарей.
Кроме того, в 1952 г. завод № 75 изготовил 43 установки Б-34-УСМА для СКР пр. 50
и 52.
АУ Б-34-УСМА конструктивно ничем не отличалась от Б-34-УСМ и дополнительная
буква "А" в индексе означала применение этих установок с ПУС "Сфе-ра-50".
Во 2-ой половине 1952 г. на заводе № 75 началась новая модернизация
установки, которая в основном коснулась узла заряжания. С апреля по сентябрь (с
перерывом) 1953 г. новая АУ проходила полигонные испытания на Ржевке. Вместе с
АУ испытывался и новый РУТ. В новой АУ была t случена скорострельность 16-17
выстр/мин, вместо 10-12, полученных фактически на Б-34-УСМ.
С начала 1954 г. завод № 75 начал выпускать модернизированные установки
Б-34-УСМ-1 и Б-34-УСМА-1.
По состоянию на 1 апреля 1954 г. модификации Б-34 получили следующие корабли:
Б-34-УСМ 8 СКР пр. 42 и КР "Киров", 35 АУ пошли на береговые батареи и
склады.
Б-34-УСМА 23 СКР пр. 50 и одна СКР "Пурга" (пр. 52), и 10 АУ на береговые
батареи.
Б-34-УСМ-1 на КР "Молотов" и 4 АУ на береговые батареи.
Б-34-УСМА-1 на 5 СКР пр. 50.
Кроме вышеперечисленных кораблей в разное время разные модификации Б-34 были
установлены на СКР пр. 29. плавбазах пр. 310, канонерской лодке амурской
флотилии "Красная Звезда" и других кораблях.
Ствол всех образцов Б-34 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника.
Затвор горизонтальный клиновой, механизм полуавтоматики первоначально
пневматического действия, который впоследствии был сменен пружинным. |