Военно-морской флот России


130/50-мм палубная установка Б-13

Здесь повторилась история проектирования 130/55-мм пушки обр. 1913 г. Тогда в марте 1912 г. Обуховский завод передал ГУК проект 130/55-мм пушки с гильзовым заряжанием и полуавтоматическим затвором, нов результате дело ограничилось картузным заряжанием и поршневым затвором системы Виккерса. Кстати, баллистика и боеприпасы 130/55-мм АУ полностью соответствовали Б-13 с мелкой нарезкой.

В ноябре 1929 г. НТК предоставил эскизный проект 130/45-мм пушки Б-13. Баллистические данные проекта совпадали с данными 130/55-мм пушки, так, начальная скорость снаряда обр. 1911 г. (39,86 кГ) должна была быть 823 м/с, но давление в канале ствола должно было возрасти с 2750 кГ/см до3150кГ/см , благодаря чему длина ствола была уменьшена с 55 до 45 клб.


Тактико-технические характеристики проекта 1929 г

Угол ВН, град - +48
Длина отката, мм - 500
Высота оси цапф, мм - 1700
Толщина щита, мм - 12
Вес щита, кГ - 1650
Вес установки со щитом, т - 11,5
Скорострельность, выстр/мин - 10-12


Проектом предусматривалось гильзовое заряжание; затвор горизонтальный клиновой с полуавтоматикой по типу Б-1-К. Досылатель гидро-пневматический броскового типа (близкий к Б-7). Досылка заряда в гильзе ручная.

23 января 1930 г. на совещании в УМВС было решено внести в проект некоторые изменения, чтобы поднять скорострельность до 14 выстр/мин, снабдить приводы ВН и ГН муфтами Дженни, а также полуавтоматику и досылатель заменить пружинными.

В системе артиллерийского вооружения Морских сил РККА, утвержденной Тухачевским 27 февраля 1932 г., предусматривалось создание 130/45-мм установок для подводных лодок с углом возвышения до +30° и для надводных кораблей с углом возвышения +45°.

Заказ УМВС на разработку проекта, чертежей и изготовление опытного образца 130/45-мм установки был выдан заводу "Большевик" 8 декабря 1930 г. со сроком изготовления опытного образца к 1 марта 1932 г., но завод установил срок готовности - 1 октября 1932 г. Дополнительные ТТЗ УВМС выданы заводу 19 мая 1932 г. К тому времени длина ствола была увеличена до 50 калибров, клиновой затвор был сменен поршневым и введено картузное заряжание.

Изготовление тела орудия и станка были начаты в начале 1932 г. Все рабочие чертежи были запущены в производство в мае 1932 г., за исключением чертежей досылателя, которые многократно менялись, что вело за собой многочисленные изменения в казеннике и затворе. Еще на стадии проектирования прекратились работы по изготовлению 130-мм АУ для подводных лодок.

Заводские испытания опытных образцов Б-13 велись с 8 апреля 1934 г. по апрель 1935 г. (с перерывами). Система имела много недоработок, особенно плохо работал досылатель. Но строящиеся лидеры не ждали, и в 1935 г. началось валовое производство Б-13. В 1935 г. "Большевик" сдал 12 АУ первой серии. Их корабельные испытания прошли осенью 1936 г. на лидере "Ленинград" (пр. 1).

С 1939 г. производились установки Б-13-llc (второй серии), в которых были модернизированы досылатель, тормоз отката, механизмы вертикального наведения и др. Первые экземпляры имели коробчатый щит, а со 2-го полугодия 1939 г. установки снабжались новым щитом обтекаемой формы.

Всего к 22 июня 1941 г. ВМФ располагал 580 АУ Б-13 обеих серий (включая береговые). В годы войны флоту было поставлено 162 АУ Б-13-llc. В 1945 г. установку вновь модернизировали и она получила индекс Б-13- 111с. Со времени окончания войны до конца производства (1953 г.) было изготовлено и поставлено заказчику 586 АУ.

Б-13 устанавливались на лидерах пр. 1 и пр. 38, эсминцах пр. 7 и 7у, канонерских лодках и других кораблях, кроме того, она нашла применение и в береговой обороне. Ко времени распада СССР некоторое число береговых установок Б-13 еще находилось на позициях.

Первоначально в 1934-1935 гг. Б-13 проектировались и производились со скрепленным стволом, однако позднее все серийные пушки изготовлялись с лейнерами и мелкой нарезкой (1,0 мм), что обеспечивало совместимость с боеприпасами старых 130/55-мм пушек.

Во второй половине 1936 г. начались испытания лейнеров с глубокой нарезкой 1,5 мм, 1.95 мм и 2,7 мм (последние и были приняты на вооружение). Старые лейнеры с мелкой нарезкой уступили место новым. К началу Великой Отечественной войны мелкая нарезка осталась только на 16 корабельных АУ Черноморского флота и 4 береговых орудиях Тихоокеанского флота.

Сначала ствол состоял из трубы, лейнера и кожуха и навинтного казенника, но позднее был принят ствол-моноблок обр. 1938 г. Затвор поршневой двухтактный, открывался вправо. Привод затвора ручной.

АУ первоначально имели пневматический досылатель броскового типа, который в 1943 г. был заменен пружинным досылателем. Картузный заряд закладывался вручную. Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Прицел одноименный - "Б-13".

Первый вариант ТТЗ на 130-мм башенную двухорудийную установку был выдан 15 апреля 1936 г. Эскизный проект утвержден 19 октября 1938 г. Установка предназначалась для лидеров пр. 20 и пр. 48 и ЭМ пр. 30. Для обоих проектов лидеров жесткие барабаны были первоначально спроектированы под 130-мм артсистемы Б-31. так и не вышедшие из стадии проектирования, у которых оба ствола находились в одной люльке. Технический проект был произведен ОКБ УНКВД (будущее ОКБ-172) и утвержден 16 февраля 1939 г. Качающаяся часть АУ изготовлялась заводом "Большевик", а остальные части АУ -ЛМЗ.
Заводские испытания опытного образца Б-2ЛМ были проведены на ЛМЗ в июле-августе 1940 г. Полигонные испытания начались в декабре 1940 г. и продолжились до начала мая 1941 г. (с перерывами). К8 июля 1941 г. три башни Б-2ЛМ были установлены на лидере "Ташкент" вместо АУ Б-13.

Государственные корабельные испытания проведены на нем же в июле 1941 г. в Севастопольской бухте. Вследствие поспешной эвакуации, на заводе № 198 (г. Николаев) было оставлено 5 башен Б-2ЛМ. В 1942 г. ГКО обязал НКСП организовать производство АУ Б-2ЛМ на заводе № 402. В послевоенный период производство Б-2ЛМ велось до 1953 г. на заводах "Большевик", Старокраматорском машиностроительном заводе и заводе Ns 75 (г. Юрга).
Кроме "Ташкента" их устанавливали на эсминцах пр. 30, ЗОК и 30 бис, и одном ЭМ пр. 7.

АУ Б-2ЛМ имела ствол моноблок с глубокой нарезкой. Затвор поршневой двухтактный, у правого и левого орудий затворы открывались влево. Хотя проектом предусматривалось пневматическое открывание затвора, открывались они вручную. Каждое орудие имело свою люльку. Качающаяся часть аналогична Б-13. Механизмы вертикального и горизонтального наведения имели электроприводы.

Подъем боеприпасов во вращающейся части производился по шахтам подачи каретками раздельно для каждого орудия (подача цепного типа). Шахта проходила через боевой стол и подбашенное отделение и прикреплялась к палубе этого отделения через центрирующий штырь. Передача боеприпасов с неподвижной части на вращающуюся производилась вручную.

Носовая ("высокая") и кормовая ("низкая") башни эсминцев различались высотой жесткого барабана 4075 и 3700 мм соответственно.
АУ оснащалась прицелом МБ-6.