130/50-мм палубная установка Б-13
Здесь повторилась история проектирования 130/55-мм пушки обр. 1913 г. Тогда в
марте 1912 г. Обуховский завод передал ГУК проект 130/55-мм пушки с гильзовым
заряжанием и полуавтоматическим затвором, нов результате дело ограничилось
картузным заряжанием и поршневым затвором системы Виккерса. Кстати, баллистика и
боеприпасы 130/55-мм АУ полностью соответствовали Б-13 с мелкой нарезкой.
В ноябре 1929 г. НТК предоставил эскизный проект 130/45-мм пушки Б-13.
Баллистические данные проекта совпадали с данными 130/55-мм пушки, так,
начальная скорость снаряда обр. 1911 г. (39,86 кГ) должна была быть 823 м/с, но
давление в канале ствола должно было возрасти с 2750 кГ/см до3150кГ/см ,
благодаря чему длина ствола была уменьшена с 55 до 45 клб.
Тактико-технические характеристики проекта 1929 г
Угол ВН, град - +48
Длина отката, мм - 500
Высота оси цапф, мм - 1700
Толщина щита, мм - 12
Вес щита, кГ - 1650
Вес установки со щитом, т - 11,5
Скорострельность, выстр/мин - 10-12
Проектом предусматривалось гильзовое заряжание; затвор горизонтальный клиновой с
полуавтоматикой по типу Б-1-К. Досылатель гидро-пневматический броскового типа
(близкий к Б-7). Досылка заряда в гильзе ручная.
23 января 1930 г. на совещании в УМВС было решено внести в проект некоторые
изменения, чтобы поднять скорострельность до 14 выстр/мин, снабдить приводы ВН и
ГН муфтами Дженни, а также полуавтоматику и досылатель заменить пружинными.
В системе артиллерийского вооружения Морских сил РККА, утвержденной
Тухачевским 27 февраля 1932 г., предусматривалось создание 130/45-мм установок
для подводных лодок с углом возвышения до +30° и для надводных кораблей с углом
возвышения +45°.
Заказ УМВС на разработку проекта, чертежей и изготовление опытного образца
130/45-мм установки был выдан заводу "Большевик" 8 декабря 1930 г. со сроком
изготовления опытного образца к 1 марта 1932 г., но завод установил срок
готовности - 1 октября 1932 г. Дополнительные ТТЗ УВМС выданы заводу 19 мая 1932
г. К тому времени длина ствола была увеличена до 50 калибров, клиновой затвор
был сменен поршневым и введено картузное заряжание.
Изготовление тела орудия и станка были начаты в начале 1932 г. Все рабочие
чертежи были запущены в производство в мае 1932 г., за исключением чертежей
досылателя, которые многократно менялись, что вело за собой многочисленные
изменения в казеннике и затворе. Еще на стадии проектирования прекратились
работы по изготовлению 130-мм АУ для подводных лодок.
Заводские испытания опытных образцов Б-13 велись с 8 апреля 1934 г. по апрель
1935 г. (с перерывами). Система имела много недоработок, особенно плохо работал
досылатель. Но строящиеся лидеры не ждали, и в 1935 г. началось валовое
производство Б-13. В 1935 г. "Большевик" сдал 12 АУ первой серии. Их корабельные
испытания прошли осенью 1936 г. на лидере "Ленинград" (пр. 1).
С 1939 г. производились установки Б-13-llc (второй серии), в которых были
модернизированы досылатель, тормоз отката, механизмы вертикального наведения и
др. Первые экземпляры имели коробчатый щит, а со 2-го полугодия 1939 г.
установки снабжались новым щитом обтекаемой формы.
Всего к 22 июня 1941 г. ВМФ располагал 580 АУ Б-13 обеих серий (включая
береговые). В годы войны флоту было поставлено 162 АУ Б-13-llc. В 1945 г.
установку вновь модернизировали и она получила индекс Б-13- 111с. Со времени
окончания войны до конца производства (1953 г.) было изготовлено и поставлено
заказчику 586 АУ.
Б-13 устанавливались на лидерах пр. 1 и пр. 38, эсминцах пр. 7 и 7у,
канонерских лодках и других кораблях, кроме того, она нашла применение и в
береговой обороне. Ко времени распада СССР некоторое число береговых установок
Б-13 еще находилось на позициях.
Первоначально в 1934-1935 гг. Б-13 проектировались и производились со
скрепленным стволом, однако позднее все серийные пушки изготовлялись с лейнерами
и мелкой нарезкой (1,0 мм), что обеспечивало совместимость с боеприпасами старых
130/55-мм пушек.
Во второй половине 1936 г. начались испытания лейнеров с глубокой нарезкой
1,5 мм, 1.95 мм и 2,7 мм (последние и были приняты на вооружение). Старые
лейнеры с мелкой нарезкой уступили место новым. К началу Великой Отечественной
войны мелкая нарезка осталась только на 16 корабельных АУ Черноморского флота и
4 береговых орудиях Тихоокеанского флота.
Сначала ствол состоял из трубы, лейнера и кожуха и навинтного казенника, но
позднее был принят ствол-моноблок обр. 1938 г. Затвор поршневой двухтактный,
открывался вправо. Привод затвора ручной.
АУ первоначально имели пневматический досылатель броскового типа, который в
1943 г. был заменен пружинным досылателем. Картузный заряд закладывался вручную.
Тормоз отката гидравлический, накатник гидропневматический. Прицел одноименный -
"Б-13".
Первый вариант ТТЗ на 130-мм башенную двухорудийную установку был выдан 15
апреля 1936 г. Эскизный проект утвержден 19 октября 1938 г. Установка
предназначалась для лидеров пр. 20 и пр. 48 и ЭМ пр. 30. Для обоих проектов
лидеров жесткие барабаны были первоначально спроектированы под 130-мм артсистемы
Б-31. так и не вышедшие из стадии проектирования, у которых оба ствола
находились в одной люльке. Технический проект был произведен ОКБ УНКВД (будущее
ОКБ-172) и утвержден 16 февраля 1939 г. Качающаяся часть АУ изготовлялась
заводом "Большевик", а остальные части АУ -ЛМЗ.
Заводские испытания опытного образца Б-2ЛМ были проведены на ЛМЗ в июле-августе
1940 г. Полигонные испытания начались в декабре 1940 г. и продолжились до начала
мая 1941 г. (с перерывами). К8 июля 1941 г. три башни Б-2ЛМ были установлены на
лидере "Ташкент" вместо АУ Б-13.
Государственные корабельные испытания проведены на нем же в июле 1941 г. в
Севастопольской бухте. Вследствие поспешной эвакуации, на заводе № 198 (г.
Николаев) было оставлено 5 башен Б-2ЛМ. В 1942 г. ГКО обязал НКСП организовать
производство АУ Б-2ЛМ на заводе № 402. В послевоенный период производство Б-2ЛМ
велось до 1953 г. на заводах "Большевик", Старокраматорском машиностроительном
заводе и заводе Ns 75 (г. Юрга).
Кроме "Ташкента" их устанавливали на эсминцах пр. 30, ЗОК и 30 бис, и одном ЭМ
пр. 7.
АУ Б-2ЛМ имела ствол моноблок с глубокой нарезкой. Затвор поршневой
двухтактный, у правого и левого орудий затворы открывались влево. Хотя проектом
предусматривалось пневматическое открывание затвора, открывались они вручную.
Каждое орудие имело свою люльку. Качающаяся часть аналогична Б-13. Механизмы
вертикального и горизонтального наведения имели электроприводы.
Подъем боеприпасов во вращающейся части производился по шахтам подачи
каретками раздельно для каждого орудия (подача цепного типа). Шахта проходила
через боевой стол и подбашенное отделение и прикреплялась к палубе этого
отделения через центрирующий штырь. Передача боеприпасов с неподвижной части на
вращающуюся производилась вручную.
Носовая ("высокая") и кормовая ("низкая") башни эсминцев различались высотой
жесткого барабана 4075 и 3700 мм соответственно.
АУ оснащалась прицелом МБ-6. |