180-мм установка MK-1-180
Аванпроект 180/60-мм пушки и ее башенной установки был разработан в 1925 г.
главным конструктором завода "Большевик" К. Чернявским. Данные этого проекта:
вес снаряда 100 кГ. начальная скорость 1000 м/с. давление в канале ствола 4000
кГ/см .
Ствол скрепленный, состоял из внутренней трубы, наружной трубы, 1-го
скрепляющего слоя, 2-го скрепляющего слоя (кожуха) и казенника. Нарезка мелкая.
Затвор горизонтальный клиновой. Тормоз отката гидравлический (один).
Гидропневматических накатников - два. Противооткатные устройства при выстреле
неподвижны. Досылка бросковая. Энергия для досылки аккумулировалась при откате.
Досылатель работал без насхода воздуха. Он располагался на качающейся части и
заряжание производилось с лотка досылателя при любом угле возвышения до + 60 .
По аванпроекту предполагалась досылка только снаряда, но позднее была введена
досылка и для полузарядов (второй полузаряд размещался в гильзе).
В 1927 г. был выдан заказ на изготовление 180/60-мм системы. Пушка
проектировалась и изготовлялась на заводе "Большевик", а установка - на ЛМЗ.
Изготовление первой системы 180/60-мм Б-1-К затянулось из-за плохого качества
стали и неполадок с 3000-тонным прессом. Орудие № 1 было закончено в конце
января - начале февраля 1931 г. и немедленно отправлено на НИАП, причем
качающаяся часть орудия не имела досылателя. Тем не менее первые стрельбы были
проведены в феврале 1931 г. На испытаниях полуавтоматика почти не работала. В
1931 г. завод "Большевик" все-таки сдал 5 пушек Б-1-
К и еще шесть - в 1932 г.
180-мм одноорудийная башенная установка МК-1-180 для крейсера "Красный
Кавказ" была разработана на ЛМЗ под руководством Р. Вульфа, рабочие чертежи АУ
были готовы к 10 марта 1931 г. Она имела гидравлический компрессор веретенного
типа, а накатник - гидропневматический. Верхняя подача снарядов производилась
штанговым элеватором, снабженным электроприводом. Затем следовала довольно
сложная перегрузка снаряда на лоток досылателя вручную. Подача зарядов
производилась через зарядный штанговый элеватор, а затем вручную.
Четыре АУ МК-1-180 были установлены на крейсере "Красный Кавказ", вступившем
25 января 1932 г. в состав Морских сил РККА. |