Военно-морской флот России


406-мм трехорудийная башенная установка МК-1

Установка МК-1 предназначалась для линкоров пр. 23. Технический проект ее с качающимися частями Б-37 выполнен в апреле 1937 г. Сама установка МК-1 с погребами проектировалась на ЛМЗ под руководством Д. Бриля.

Башенную установку должен был изготовлять ЛМЗ; ствол с затвором и казенником - завод "Баррикады"; люльки со всеми механизмами качающейся части - Новокраматорский машиностроительный завод.

Планировалось, что ежегодно, начиная с 1 января 1942 г., промышленность будет поставлять ВМФ по 8 406-мм башен МК-1.

АНИМИ в 1941 г. предложил разработать проект модернизации башен МК-1 и МК-4 в применении к проектам 23 бис и 23-Н-У. В частности, предполагалось переделать электросхемы и механизмы МК-1 и МК-4.

Каждое орудие башни имело индивидуальную люльку. Система противооткатных устройств состояла из двух пневматических накатников (один над стволом, другой под стволом); четырех тормозов отката и наката веретенного типа и четырех дополнительных буферов наката симметрично оси орудия.
Было несколько вариантов уравновешивающего механизма, в том числе пневматический и грузовой.

Качающийся 180-мм щит состоял из двух половин (верхней и нижней). Механизм ВН имел два боковых зубчатых сектора. ГН осуществлялось двумя лебедками. Открывание и закрывание затвора от электродвигателя, или вручную. Электродвигатель закреплен на кронштейне с правой стороны крышки люльки. Боевое отделение разделялось поорудийно броневыми траверсами толщиной 60 мм.

По проекту шары в шаровом погоне должны были быть импортного производства, но на случай их непоставки был разработан проект замены шаров в погоне на горизонтальные катки отечественного производства.

В специальной выгородке башни предусматривался монтаж 12-метрового стререодальномера. В кормовой части башни, в отдельной выгородке, располагался башенный центральный пост с автоматом стрельбы (прибор 1-ГБ). Кроме того, башни оснащались стабилизированными прицелами МБ-2, предназначенными для автономного управления огнем.

С началом войны все работы по созданию Б-37 и МК-1 были прекращены. В послевоенное время было рассмотрено несколько проектов использования качающейся части Б-37 в береговых башенных и железнодорожных установках, но реализованы они не были.