180-мм трехорудийная башенная установка МК-3-180
Первоначально для крейсеров пр. 26 предполагалась установка трех
двухорудийных 180-мм башен. Проект такой установки был разработан в КБ ЛМЗ с
итальянской помощью. Оба ствола находились в одной люльке (установка
"итальянского типа). Проект рассмотрен 5 октября 1934 г. на совещании в АНИМИ. В
ходе его представители АНИМИ выдвинули "встречный" проект трехорудийных башен.
КБ ЛМЗ переработало проект. Впервые все три ствола крупного калибра размещались
в одной люльке, при этом орудийная установка становилась тяжелее двухорудийной
всего на 30 т. (без учета веса стволов).
Опытная качающаяся часть Б-27, изготовленная на заводе "Большевик", была
доставлена на НИАП в ноябре 1936 г. Для стрельбы качающуюся часть Б-27
установили на станок 356-мм полигонной установки, которая была специально
приспособлена для монтажа Б-27.
Заводские испытания, проведенные с 22 по 28 ноября 1936 г. выявили
неудовлетворительную работу противооткатных устройств. Повторные испытания
проведены с 30 декабря 1936 г. по 3 января 1937 г.
Изготовление башенных установок велось на ЛМЗ. Он же провел монтаж 3 первых
башен на КР "Киров", закончившийся в III квартале 1937 г., а первые стрельбы
были проведены на крейсере 15-17 сентября 1937 г. Тем не менее окончательные
корабельные испытания МК-3-180 были проведены на КР "Киров" с 4 июня по
23'августа 1938 г. Заключение комиссии гласило: "МК-3-180 подлежит передаче в
эксплуатацию личному составу и на войсковое испытание". Установку сдали кораблю
со скорострельностью 2 выстр./мин, вместо 6 по проекту.
Заводские испытания установок для КР "Ворошилов" проводились в январе-феврале
1938 г., но их не закончили, т.к. магчасть была срочно
отправлена на крейсер.
Для трехорудийной качающейся части Б-27 использовались лейнированные стволы
Б-1-П. На крейсере "Киров" первоначально были стволы с мелкой нарезкой, но к 22
июня 1941 г. на всех 4-х крейсерах пр. 26 и 26 бис все орудия имели уже лейнеры
с глубокой нарезкой. Затвор системы "Виккерс", двухтактный двухступенчатый
поршневой. Затвор опрокидывался вверх, для облегчения отпирания имелся грузовой
противовес. Противооткатные устройства помещались в теле люльки. Тормоз отката -
гидравлический, веретенного типа. Накатники - гидропневматические. Каждый ствол
имел один тормоз отката и два накатника. Люлька неразъемная, изготовленная из
одной поковки. Противооткатные устройства располагались в ее нижней части.
Досылка снарядов и полузарядов броскового типа осуществлялась пневматическим
досылателем. Боезапас подавался из перегрузочного отделения в боевое при помощи
тросовых элеваторов с толкачом, имеющим электромеханический и ручной приводы.
Для каждого орудия имелся свой элеватор, толкач элеватора имел три клапана один
для снарядов и два - для полузарядов. Из тросового элеватора боезапас подавался
непосредственно в качающийся лоток, расположенный в боевом отделении. При
открывании затвора лоток опрокидывался с линии загрузки на угол заряжания, а
после заряжания орудия занимал прежнее положение для принятия боезапаса на
следующий выстрел.
Система ПУС - "Молния". Имелась возможность местного управления огнем башни с
использованием башенного дальномера ДМ-6. Всего АУ
МК-3-180 были вооружены 6 крейсеров пр. 26 и 26 бис. |