152-мм трехорудийные башенные установки МК-5 и МК-5 бис
Разработка башенной установки МК-5 с качающимися частями Б-38 была проведена
КБ ЛМЗ. Предназначались они для крейсеров пр. 68.
КБ ЛМЗ предоставило технический проект 17 июля 1938 г. Изготовление башен
МК-5 было начато на Старокраматорском машиностроительном заводе, но прервано
войной. В 1946-1947 гг. в ЦКБ-34 были откорректированы чертежи башен МК-5 в
соответствии с новым ТТЗ, утвержденным в марте 1946 г. Первая башня была
закончена на ЛМЗ в первом квартале 1947 г. В том же году ЛМЗ сдал 4, а в
следующем - 8 и в 1949 г. - 8. Сдачей 20-й башни производство МК-5 было
завершено.
Первые 4 башни были установлены на крейсере "Чапаев", где они с 22 сентября
1949 г. по 16 мая 1950 г. прошли государственные испытания /и приказом ВММ от
9.08.1950 г. приняты на вооружение. Их получили пять крейсеров пр. 68-К
"Чапаев", "Железняков". "Чкалов", "Фрунзе" и "Куйбышев".
ТТЗ на модернизацию 152-мм трехорудийной башни МК-5 было утверждено 14 марта
1946 г. Технический проект МК-5 бис был утвержден 23 сентября 1947 г.
Качающаяся часть Б-38 для МК-5 и МК-5 бис использовалась без изменений.
Главные отличия МК-5 от МК-5 бис заключались в наличии дистанционного управления
привода наведения и круговых подхватов (для предотвращения опрокидывания башен).
Изготовление головного образца МК-5 бис начато в соответствии с
Постановлением СМ № 3250-1320с от 31.08.1948 г. (изготовлен в мае 1950 г.). Его
заводские испытания проведены с 5 по 26 июня 1950 г. в цеху. Государственные
испытания первых 4 башен были проведены в два этапа: с 1 октября 1951 г. пo 16
января 1952 г. и с 22 по 30апреля 1952 г. на КР "Свердлов". Башни приняты на
вооружение одновременно с крейсером, жт утвержден 22.08.1952 г.
Валовое производство башен МК-5 бис велось на ЛМЗ с 1949 г. по 1955 г.
включительно. Всего изготовлено 88 башен. С 22 августа 1952 г. по 6 октября 1955
г. в состав ВМФ было введено 14 крейсеров типа "Свердлов" пр. 68 бис, т.е.
задействовано 42 башни МК-5 бис.
Досылка снарядов производилась с качающегося лотка, установленного на угол
заряжания, в камору при помощи прибойника цепного типа с приводом от
электродвигателя. Полузаряды в камору досылались вручную. Снарядные элеваторы
предназначались для подачи снарядов в боевое отделение из погребов. Каждая
башня, кроме 4-й (кормовой), имела три нижних снарядных элеватора, расположенных
в неподвижной части установки и три верхних элеватора, помещенных во вращающейся
части установки. 4-я башня нижних элеваторов не имела, т.к. ее вращающаяся часть
заканчивалась на уровне снарядного погреба. В нее снаряды из погреба загружались
непосредственно в верхние элеваторы.
Стрельба из АУ МК-5 и МК-5 бис обеспечивалась ПУС "Молния-АУ-68" по данным
центральной наводки от центрального (ЦАС-1) или резервного (РАС) автоматов
стрельбы, а также автономно- от башенных автоматов стрельбы (БАС), которые
сопрягались с установленными в каждой башне оптическими приборами и
радиодальномером "Штаг-Б".
Система ПУС состояло из двух центральных и двух командно-дальномерных постов,
а также двух резервных автоматов стрельбы и обеспечивала одновременную стрельбу
по 4 целям, стрельбу по невидимым береговым целям и стрельбу в условиях качки до
20°.
Дистанция для ПУС измерялась с помощью носовой и кормовой РЛС "Залп", РЛС
"Заря", РЛС "Риф" и четырех восьмиметровых дальномеров ДМ-8-1.
Резервная система измерения дистанции включала в себя РЛС "Штаг-Б",
установленные во второй и третьей башнях, и дальномеры ДМ-8-2 в каждой башне.
Впоследствии центральный автомат стрельбы системы "Молния-АЦбис" был
подключен к системе ПУС универсального калибра "Зенит-68бис", что позволило
152-мм пушкам крейсера вести огонь по воздушным целям дистанционными гранатами
по данным системы ПУС "Зенит-68бис". |