25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3 и
2М-ЗМ
ТТЗ на 25-мм спаренную автоматическую АУ было выдано промышленности 27
февраля 1945 г. Уточненное ТТЗ утверждено заместителем ГК ВМФ 14 марта 1947 г.
Проектирование начато по Постановлению Совета министров от 2.04.1949 г. и велось
в ОКБ-43 MB, главный конструктор — Харыкин. Завод-изготовитель опытного образца
— Государственное Союзное особое КБ N 043.
В 1949 г. было изготовлено три опытных образца: два для катера и один для
полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМС 14
декабря 1949 г. приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового
образца с соответствующими изменениями в ТТЗ.
Новые рабочие чертежи разработаны ОКБ-43 в феврале — мае 1950 г. Опытный
образец 2М-3 изготовлен заводом N 535 в октябре 1950 г. Гидропривод к АУ
изготовлен заводом N 46 MB по чертежам ЦНИИ-173. Этот образец прошел
объединенные заводские и полигонные испытания в ноябре — декабре 1950 г. и
выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания.
В том же 1950 г. завод N 535 изготовил еще три опытных АУ (с автоматом 110),
которые прошли государственные корабельные испытания на ТКА N 183 с 26 января по
5 марта 1952 г. Отмечена ненадежность автомата 110 и ряд других недостатков. По
решению комиссии образец следовало доработать и провести повторные
государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20
октября по 5 ноября 1952 г.
АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением СМ от
27.02.1953 г. и приказом ВММ от 5.03.1953 г. Эскизный проект автомата 110-ПМ
разработан в ОКБ-16 в 1945 г. в соответствии с ТТЗ АУ ВМС. После его одобрения
ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца,
минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 г. по 1948 г.
производилась отработка автомата на изготовленных трех образцах. В ноябре 1948
г. были начаты полигонные испытания 3-го образца. При испытаниях на 4521
выстреле произошел разрыв ствольной муфты. ОКБ-16 изготовило 4-й образец 110-ПМ,
испытания которого проводились с 7 сентября 1949 г. по 19 января 1950 г. в
объеме 4789 выстрелов. Испытания автомат выдержал. В 1950 г. ОКБ-16 изготовило
5-й образец с учетом всех замечаний и представило его на государственные
полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 г.) в объеме 7201 выстрела.
Автомат испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.
Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика
работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Основная
конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее
положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.
Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (на автоматы первых серий
допускали и обойменное питание, емкость обоймы — 7 патронов). Лента
металлическая рассыпная, помещается в магазине с 65 патронами, общий вес — 55,07
кг.
Качающаяся часть представляла собой две короткообразные люльки. Для
осуществления ВН на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление
с шестерней редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и
нижней люлек и вместе с люльками и станинами образовывали параллелограмм (такая
параллелограммная связь обеспечивает равенство качания обеих люлек).
ВН и ГН производилось гидроприводами. В качестве резервного средства имелось
ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком.
Охлаждение стволов при стрельбе было воздушное. При замене магазинов в стволы
через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время
охлаждения водой не менее 15 с.
Прицельное устройство установок 2М-3 и 2М-ЗМ состояло из механического
кольцевого визира, смонтированного на параллелограммном механизме. Оно
обеспечивало ведение стрельбы по зенитным и надводным целям.
Конструкция автомата в последствии была переработана К.Соколовым, новому
автомату присвоен индекс М-110. Этот автомат был
установлен на модернизированную АУ 2М-ЗМ. Завод N 535
с 1949 г. свыше 30 лет изготавливал АУ 2М-3 и 2М-ЗМ, которые ставились более,
чем на 30 проектах кораблей и катеров. |