37-мм и 45-мм автоматы для «большого флота» 1939 - 1941 гг.
С 1935 г. на заводе N 8 велась параллельная разработка 37-мм и 45-мм
автоматов, предназначавшихся для армии и флота. В конце концов заводу удалось
создать армейскую 37-мм автоматическую пушку 61-К и 45-мм автоматическую пушку
49-К на колесном лафете (формально они обе были приняты на вооружение армии в
1939 г. и получили название обр. 1939 г.).
Автоматы 61-К и 49-К были устроены одинаково, главное отличие в калибре
ствола.
После внесения некоторых изменений эти автоматы использовали при создании
37-мм морских установок (одиночной 70-К, спаренной 66-К и счетверенной 46-К) и
45-мм спаренной установки 62-К. Причем внутреннее устройство стволов, баллистика
и боеприпасы у веек установок одного калибра были одинаковы. Автоматика работала
за счет энергии отдачи ствола при коротком откате ствола.
Недостатком всех автоматов являлась большая потеря времени в цикле в
результате последовательной работы основных механизмов, а именно: накат ствола —
досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла
"откат-накат ствола" и временем работы всех механизмов автомата равно 1 : 2, что
указывало на нерациональность схемы. Сравнительно свободное движение патронов в
приемнике приводило к возможности перекоса их в магазине и задержкам.
Отмечался и большой путь движения патронов по инерции при досылке.
Ствол-моноблок , казенник навинтной, затвор клиновой вертикальный. Питайте
автомата патронами прямое, вертикальное, непрерывное, с помощью отдельных обойм
на 5 патронов для 37-мм и на 3 патрона для 45-мм автомата. Досылатель пружинный
броскового типа связан с казенником и участвует о откате. Компрессор
гидравлический веретенного типа. Накатник пружинный, надет на ствол.
Охлаждение автоматов 61-К, 49-К, 70-К, и 62-К воздушное, а 66-К и 46-К
водяное. Различие в системе охлаждения сильно влияло на время ведения огня
автоматом.
По результатам испытаний 1939 - 41 гг. отмечалось, что длина непрерывной очереди
у 70-К была 100 выстрелов, а у 62-К — 70 выстрелов, т.е. стрельба длилась менее
минуты. Для продолжения стрельбы требовалось или заменить ствол новым, на что
уходило не менее 15 мин., или ждать около 1,5 ч. охлаждения ствола. Воздушный
противник в атаках таких перерывов не делал.
Что же касается ствола с водяным охлаждением, то 158 выстрелов не являлись
пределом, и он мог еще сделать 40 — 60 выстрелов, как минимум.
Одиночные установки 70-К и 62-К были палубные без щитов. Приводы наведения
ручные. На 70-К щит появился лишь в 1943 г. 37-мм спаренная установка 66-К и
счетверенная 46-К были башенными, у 66-К привод ВН только ручной, а ГН — от
электродвигателя; у 46-К оба привода электрические. В обоих установках для
приводов использовались муфты Дженни.
К недостаткам башенных установок следует отнести невозможность полной
герметизации их, а также ручную подачу обойм. Так, в 46-К вручную шла загрузка
обойм в подъемники в подбашенном отделении и при погрузке в автомат в башне.
Установки 46-К предназначались для Л К пр. 23 (типа "Советский Союз") и ТКР
пр. 69 (типа "Кронштадт"), а 66-К — на КР пр. 68 (типа "Чапаев") и других
кораблей.
Из всех перечисленных автоматических установок на вооружение была принята
только 70-К. т.е. выбран самый наихудший вариант. Уже фактически приняв на
вооружение 45-мм установку 49-К, ГАУ в конце 1939 г. посчитало расход
боеприпасов на огромную армию, решило "сэкономить" и вместо калибра 45 мм
принять 37 мм. Мотивировалось это тем, что взрыватели 45-мм и 37-мм зенитных
снарядов только контактные, а прямым попаданием, мол, все равно самолет собьем,
так даешь экономию.
Результаты испытаний зенитных автоматов 1939-1941 гг.
|
Калибр, мм |
Охлаждение |
Длина очереди, выстр. |
Температура ствола, град. |
70-К |
37 |
воздушное |
100 |
450 |
62-К |
45 |
воздушное |
70 |
450 |
66-К |
37 |
водяное |
158 |
312 |
Руководство же ВМФ постоянно копировало ГАУ. Очевидно, что для корабельных
автоматов стоимость и вес боеприпасов не имели принципиального значения, а с
другой стороны, дальность стрельбы и разрушительное действие снаряда как по
самолетам, так и по катерам имели решающее значение. Забегая вперед, приведем
мнение артиллерийских специалистов: "Использование японцами комикадзе показало,
что 20 и 40-мм автоматы имеют слишком легкий снаряд и малую дальность для того,
чтобы уничтожить эти самолеты до их удара в корабль. Послевоенные испытания
самолетов "Накадзима" показали, что одноствольная 76/50-мм установка имела такую
же эффективность, как две счетверенные 40-мм установки, а испытания
самолета-снаряда "Бака" показали, что одна 75/50-мм эквивалентна пяти
счетверенным 40-мм автоматам". Любопытно, что после войны планировалась замена
на ЛК "Айова" (США) 20 и 40-мм автоматов на 15 спаренных 76-мм установок.
Не меньшей ошибкой было ставить на корабли автомат с воздушным охлаждением
(это понятно, для полевой установки не везде в достатке вода).
Непринятие на вооружение 66-К и 46-К не стоит связывать с прекращением
строительства кораблей пр. 23, 69 и 68, их вполне можно было ставить на другие
корабли. Так, весной 1942 г. опытный образец 46-К был установлен на ЛК
"Октябрьская Революция" и успешно вел огонь по врагу. Главная причина —
недостаточное внимание руководства к ПВО флота, что касается, впрочем, не только
автоматов, но и зенитных орудий крупных калибров в армии и флоте.
К началу 1941 г. ВМФ имел только 38 зенитных автоматов (все 70-К), т.е. в
несколько раз меньше, чем в 1917 г. Других автоматов со времен снятия с
вооружения "Максима" и "Виккерса" во флоте не было. К 22 июня 1941 г. число
автоматов 70-К увеличилось до 133. За годы войны промышленность поставила ВМФ
1641 АУ 70-К, который оставался основным корабельным автоматом, стоявшим
буквально на всех кораблях, от линкоров до катеров. Например, на лидере "Баку"
стояло 11 автоматов 70-К. Благо, чтобы поставить на корабль дополнительное
вооружение, требовалось лишь разрешение Военного совета флота, а вот снять даже
неиспользуемое вооружение можно было только с разрешения Ставки.
С 1946 г. до прекращения производства 70-К в 1956 г. заводы № 4 и 614 изготовили
1184 АУ. |